«Сказкотерапия – технологи оздоровительной направленности, средство коррекции и развития эмоциональной сферы ребенка-дошкольника»

Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности

сказкотерапияВажность и значимость воспитания полезных привычек, формирования основ здорового образа жизни доказана исследованиями учёных и практиков.

Важный блок составляют здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие социально психологический комфорт ребёнка. Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на познавательные процессы и поведение. Дети дошкольного возраста часто находятся «в плену эмоций», поскольку у них ещё не сформированы навыки контроля за своими чувствами и эмоциями что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.

Для решения этих задач в группе организована работа кружка «В гостях у сказки».

На работу с каждой сказкой отводится 4 недели. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 25 – 30 минут, в зависимости от возраста детей. На занятиях кружка помимо задач, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы осуществлялся целый комплекс задач, направленных на коррекцию речи: улучшение моторики пальцев рук, развитие артикуляционной моторики, формирование связной речи, грамматического строя речи.

Используются различные приёмы и методы: беседы по содержанию прочитанного, игры на развитие эмоций, этюды по созданию выразительных образов, логопедические игры, пальчиковая гимнастика.

Так, например,

  • работая над сказкой «Кот, лиса и петух», дети упражнялись в силе голоса: «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «Ля-ля-ля»: дети пели, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышали тон голоса, спускаясь – понижали тон.  Из геометрических фигур выкладывали домики для кота и петуха и для лисицы;
  • В сказке «Заюшкина избушка» также учились повышать и понижать силу голоса. Им предлагалась игра: «Зайчик услышит наше ау – быстро найдется в холодном лесу»;
  • В сказке «Проказы старухи зимы» дети создавали образы замерзающих птиц, весёлых детей, катающихся с горки, животных, которые разными способами спасались от холода;
  • В сказке «Три поросенка» дети мимикой показывали злого волка, счастливых поросят и испуганных поросят. Дули на «соломинки», на карандаши – ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы;

Приведём пример работы со сказкой «Гуси-лебеди» согласно тематическому планированию.

1 неделя.

Цель: Формировать умение внимательно слушать сказку, эмоционально отзываться на события, осмысливать характеры и поступки персонажей,довести замысел сказки (нужно слушаться родителей, чтобы не попадать в тяжёлые жизненные ситуации). Формировать умение выразительно произносить фразы и реплики персонажей сказки: с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).Закрепить представления о различных эмоциональных состояниях, которые может отразить мимика сказочного персонажа (улыбка, удивление, страх, сожаление, радость).

2 неделя.

Цель: Способствовать размышлениям на тему: почему с героями случилась неприятность; можно ли обойтись без помощи добрых сил. Разучить пальчиковую гимнастику «Семья». Развивать движения пальцев рук.Развивать образно-пластическое творчество в процессе импровизации движений, передающих свойства образов персонажей сказки. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния(радость, удивление, испуг, напряжение).

3 неделя.

Цель: Закрепить слова пальчиковой гимнастики «Семья». Добиваться чёткого произношения слов. Совершенствовать мелкую моторику детей.Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (речка шумит, речка успокоилась; яблоня шелестит, яблоня успокоилась; печка пыхтит, печёт, печка остывает). Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (дрожание от страха, приятная усталость).Предложить рассказать сказку по отрывкам, используя средства выразительности речи.

4 неделя.

Цель: Закрепить слова пальчиковой гимнастики «Семья». Упражнять в передачесобственныхэмоциональных состояний в движении, мимике, слове (забота, участие, помощь). Разыгрывание сказки с помощью настольного театра.Закреплять умение рассказывать сказку, используя разные средства выразительности: голос, мимику, жесты. Развивать умение отражать в рисунках запомнившиеся эпизоды сказки.

В феврале месяце в рамках Дня открытых дверей родителям был представлена образовательная деятельность «Новые приключения Колобка», где была использована технология сказкотерапии.

В начале образовательной деятельности детям было предложено выбрать из числа предложенных пословиц ту, которая по смыслу подходит к сказке, определить, в чём народная мудрость, замысел сказки: Новых друзей наживай, а старых не забывай. Доверяй, но проверяй.

Далее была проведена «Театральная разминка». Содержанием разминки была игра «Передавалки». Детям необходимо было предавать друг другу различные эмоциональные состояния: радость, страх, удивление, злость.

Затем дети упражнялись в умении выразительно произносить фразы, несущие разные эмоциональные окраски (весело, грустно), «чтении» жестов: иди сюда, до свидания, здравствуйте, тихо, нельзя, болит голова, очень вкусно, хочу спать и т. д.

Принимали участие в создании образно-пластических этюдов в процессе импровизации движений. Детям была предложена музыка различного характера, они самостоятельно по настроению музыки догадывались об образах и эмоциональных состояниях героев.

Было предложено задание на развитие умения произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (усталость Колобка от ничегонеделания, прилив бодрости и энергии от интересного времяпровождения; Колобок напрягся, Колобок успокоился;).

Показ родителям настольного театра «Колобок»

Придумывание нового окончания сказки каждым ребёнком и рисование новых эпизодов сказки.

Оформление книжки – малышки «Новые приключения Колобка» и пополнение ею книжного уголка в группе.

Используя технологию сказкотерапии, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей. Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает “правополушарный” тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Путешествуя по сказке, ребята “мудреют”, познают жизнь, приобретают социальные навыки.

Для взрослых особенно важны когнитивный и творческий аспекты сказкотерапии. Анализ сказок (когнитивный аспект) позволит изменить, или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями. Пересказ, сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизации сказок) позволят высвободить творческую энергию воображения. Все это силы, которые помогут взрослому конструктивно изменять свою жизнь.

 

Список литературы

  1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
  2. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006 – 400 с.
  3. Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. пособие. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 240 с.