Ступени нравственности у дошкольников

Из опыта работы

Автор: Браткова Наталья Степановна, г. Кемерово.

Оглавление:

  1. Дошкольное детство –период усвоения норм морали и социальных способов поведения.
  2. Задачи, принципы, критерии работы  по нравственному воспитанию.
  3. Ступени нравственного воспитания.
  4. Методы и приёмы работы.
  5. Литература.
  6. Приложения.

Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому “пришельцу”, нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

У Л.Н.Толстого есть замечательное высказывание: «Из всех наук ,которые должен знать человек ,главная наука есть о том ,как жить делая как можно больше добра».

Это всё – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит  об объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Одной из важнейших составляющих развития государства является нравственное воспитание детей и молодежи. Государственная политика в этой области ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, взаимодействии семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.

Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия, Вследствие этого разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы, возрастает конфликтность отношений в семье.

Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В детстве усвоение нравственных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

С учетом актуальности проблемы я придерживаюсь следующей  системы работы по реализации задач нравственно-этического воспитания детей своей группы:

Система работы направлена на решение следующих задач:

  • Развитие нравственных качеств личности ребенка.
  • Формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему.
  • Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
  • Установление тесного сотрудничества между детским учреждением и семьей.
  • Творческое развитие личности ребенка.

Для     реализации        задач      нравственно-этического        воспитания дошкольников необходимо:
 обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
последовательная ориентация на культуру образования, призванного обеспечить формирование духовного мира ребенка;
 тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Решая задачи нравственно-этического воспитания, я построила свою  работу в соответствии с особенностями детей на основе принципов воспитания:

  • Принцип культуры (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры).
  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром (обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей).
  • Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка (создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций через сопереживание и прогнозирование развития ситуаций).
  • Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических возможностей, способностей и интересов.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса.

Критериями эффективности системы  могут служить:

  • Рост творческой активности детей.
  • Преобладание у детей положительных эмоций.
  • Усвоение детьми нравственных норм.
  • Обеспечение более высокого уровня воспитанности детей.
  • Улучшение взаимоотношений в семье, более сознательное отношение родителей к проблеме воспитания.
  • Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

В данной работе  я выделила пять условных ступеней (разделов): «Мои самые любимые», «В кругу друзей», «Мы – друзья природы», «Палитра чувств», «Очень важный разговор». В этих направлениях заложены основы нравственности и этики. Разделы повторяются в каждой группе, но изменяется их содержание, объем познавательного материала и его сложность. В старшей группе добавился раздел «Очень важный разговор» (по развитию нравственных качеств ребенка).

Каждая ступенька (раздел) включает в себя проведение непосредственно образовательной деятельности и разнообразных форм совместной деятельности воспитателя  с детьми, начиная со 2 младшей группы.

Я разработала перспективное планирование занятий с указанием программных задач, словарной работы, дидактического, литературно-художественного и музыкального материала, структуры  и конечного результата.

В соответствии с поставленными задачами деятельность строится в интересной, занимательной для детей форме. В качестве основных методов и приемов используются:

– чтение и обсуждение художественных произведений;
– диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
– выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;

Работа с детьми:

                          Образовательные области:                           Виды деятельности

Социально- коммуникативная                    Создание книг, альбомов

Познание                                                            Чтение нравственных сказок

Речевое развитие                                              Беседы

Художественно-эстетическое                       Продуктивная деятельность

Физическое развитие                                      Народные подвижные игры

Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым не допускаются. Всю работу строю на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. При проведении занятий  возможны различные творческие варианты.  Занятия, как правило, заканчиваю слушанием приятной музыки или исполнением веселых, детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса детей.

При подготовке материалов учитываю требования современной педагогики, которая часто ставит детей в условия выбора, когда они учатся решать этические задачи и проблемы в процессе обсуждения и самостоятельного поиска решения. Практика показывает, что самостоятельно принятые детьми правила выполняются наиболее добросовестно.

Особенностью данной работы является то, что наряду с развитием нравственных взаимоотношений большое внимание уделяется творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.

В своей работе я предусмотрела широкий спектр игр, сказок, вопросов и заданий, направленных на творческое проживание темы самим ребенком.

Всё это способствует умению детей создавать свои альбомы, отражающие их внутренний мир и их отношение ко всему окружающему. Альбомы, собираемые из рисунков, показываем родителям, другим детям.

Из подобных альбомов  начали собирать библиотеку группы. Это очень кропотливая, но необходимая работа. Дети должны видеть, что их мысли, мнения, творчество нужны и важны! Это учит их активной самореализации, помогает увидеть себя и своих друзей со стороны.

Большой удачей и находкой стало знакомство с творчеством М .Скребцовой и А. Лопатиной .Эти авторы написали серию книг для занятий с детьми по нравственному воспитанию .Они пишут  добрые ,мудрые .обучающие и воспитывающие сказки. На Западе методика «Добрые сказки» получила большую популярность , покорили и меня  их произведения своей направленностью на развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить и  анализировать окружающий мир с позиций добра и любви.

Сказки способствуют формированию у детей нравственных качеств, учат детей заглянуть внутрь себя, задуматься о своей семье, своих взаимоотношениях с окружающим миром.

Многие темы составлены таким образом, чтобы в работе над ними участвовали не только дети, но и члены их семей, т.к. у родителей есть уникальный педагогический потенциал – это сила их примера, авторитет.  Для этого  использовались такие формы работы, как интервью с родителями, рисунки и письма благодарности, адресованные взрослым. Мы надеемся, что постоянный диалог со взрослыми, подкрепленный творческими заданиями и высокими примерами из жизни, обязательно поможет нашим детям стать счастливее и мудрее.

Литература:

1Буре Р., С. Воробьёва,  Давидович В.Н. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М., 2004.
2. Дурова Н,В Очень важный разговор. – М., Мозаика-Синтез, 2000.
3. Кокуева Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М., 2005.
4. Лопатина А., Скребцова М.В. Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2003.
5. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Беседы и сказки о семье. – М.: «Амрита-Русь», 2004.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., АРКТИ, 2005.
7. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М., АРКТИ, 2005.
8. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М., АРКТИ, 2005.
9. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2004.
10. Формирование нравственного здоровья дошкольников./ Под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А. – М.: Сфера, 2003.

Приложения

Цикл дидактических игр по родному городу “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?”, “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), “Кто больше скажет?” (волшебных слов), “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры ,направленные на доброжелательное отношение к сверстнику ,гуманное отношение к людям,природе.

Игра «Жизнь в лесу»Воспитатель садится на ковёр ,рассаживая вокруг себя детей .Представьте. что вы оказались в лесу , но говорите на разных языках .Но вам надо как-то общаться между собой .Как это сделать .Как спросит о чём-либо ,как выразить своё доброжелательное отношение не проронив  ни слова .Чтобы задать вопрос, хлопаем ладонью по ладони своего товарища. Чтобы ответить , что всё хорошо ,наклоняем голову к его плечу ,Хотим выразить дружбу и любовь ласково гладим по голове .Готовы: начали .Сейчас раннее утро ,вы только что проснулись .Дальнейший ход игры разворачивается произвольно.

Игра «Муравьи»

Воспитатель(рассадив вокруг себя детей).Приходилось ли кому – нибудь  из вас видеть в лесу муравейник ,внутри которого день и ночь бурлит жизнь?

Поздней осенью, когда наступают холода ,муравьишки собираются вместе ,чтобы заснуть в тёплом домике .Они спят так крепко, что им не страшны снег, метели, морозы .Муравейник просыпается с наступлением весны ,когда первые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок .Но прежде чем начать трудовую жизнь муравьишки закатывают огромный пир.У меня такое предложение сыграем роль муравьишек  в радостный день праздника. Покажем. Как муравьишки  приветствуют друг друга ,радуясь приходу весны .Только не забудем ,что они не умеют разговаривать и будем приветствовать друг друга жестами.

Игра «Добрые Эльфы»

«Птенцы»

«Театр теней»

«Ожившие игрушки « и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website