Сюжетно – ролевая игра «Космос». (старшая и подготовительная к школе группа)

Задачи:

1. Совершенствовать умение детей договариваться на игру.

2. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать ролевые взаимоотношения, подчиняться правилам.

3. Закреплять умение усложнять игру путём расширения состава ролей,  увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

4. Развивать речевые умения: монологическую речь (диктор теленовостей, главный  конструктор, инструктор подготовки к полёту), диалогическую (ролевые диалоги всех участников игры). Активизировать словарь за счёт слов:  космодром, скафандр, главный  конструктор, солнечная система,  планеты, метеориты, кометы, млечный путь, созвездия,  космическая пыль;  слов – названий планет и т.д.

5. Закреплять умение использовать разнообразные невербальные средства общения в игре: мимику, жесты, действия.

6. Развивать творческое воображение в игре, творческую инициативу. Поощрять желание придумывать новые темы для игры. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками.

7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты. Воспитывать умение быть  в одной команде, сопереживать и радоваться, решать проблемы сообща.

Предварительная работа:

  • Чтение: рассказ В. Бороздина «Первый в космосе», Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт». Рассматривание альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР».
  • Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, космическим телам («Занимательный атлас: наука и открытия, изобретения», «Энциклопедия дошкольника»)
  • Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”.
  • Развитие речи: «Этот загадочный космос»
  •  Презентация «Этот удивительный космос».
  • Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние.
  • Эксперимент  с глобусом и лампой «День и ночь».
  • Заучивание стихотворений о космосе, отгадывание загадок.
  • Аппликация: «Ракета», «Звездное небо».
  • Конструирование: «Космические корабли», «Космодром».
  • Поделки и  рисунки по теме «Таинственный космос».
  • Изготовление коллажа «Пришельцы из космоса».
  • Ритмопластика «Роботы и звёздочки».

Аттракцион  «Космический мусор». Эстафета «Разноцветные планеты».

  • Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
  • Изготовление атрибутов для игры ( ракета, питание для космонавтов, приборная доска, центр управления)
  • Работа с родителями:  привлечение к изготовлению костюмов для сюжетно-ролевой игры.

Атрибуты: трафареты, линейки, лекала, карандаши, бумага, скафандры, ракета, крупный строительный материал для создания космодрома, техническая аппаратура (рации, компьютеры, телефоны, пульты и т. д.),  космическая еда в тюбиках и пакетах, карта звёздного неба, планет, опорные картинки, коллекция камней, ёмкости для собранного материала, микроскопы, лупы, микрофон (можно маркер), предметы-заместители по желанию детей и т.д.

Распределение ролей в игре.

1. Выбор детей, по договорённости, по очереди (сегодня ты, завтра – я)
2. По жребию (тянут бумажку с написанной на ней ролью).
3. По считалке.
4. По отгадыванию загадок.

Развитие сюжета.

Дети могут заранее договориться, какую сюжетную линию они выбирают в этот раз. И схематично, при помощи опорных картинок, на фланелеграфе, выложить ход игры .  А могут тут же предложить и изобразить нового героя  или новую сюжетную линию.

  • Научно-космический центр.  Конструкторское  бюро. Конструкторы   чертят схемы космических  кораблей.
  • Постройка космического корабля.
  • Собрание комиссии по космическим полётам в Центре управления полётами (выбор задания для космонавтов) Решение: на какую планету полетят. Для чего? Ставят цели и задачи .
  • Подготовка отряда космонавтов. Инструктаж. Что  и как собрать во вселенной (космическую пыль, минералы с других планет, космический и т.д.)?  Что важно исследовать?
  • Подготовка отряда космонавтов.  Обучение: как вести себя с пришельцами.
  •  Физическая подготовка отряда космонавтов: на тренажёре «центрифуга» (компьютерный стул), упражнения: ушу, обще развивающие и т. д.
  •  Медицинский  осмотр космонавтов.
  • Загрузка всего необходимого на корабль.
  • Запуск ракеты.
  •  Связь с Землёй. Центр управления полётом.
  •  Выход в космос, работа на орбите (или на намеченной планете): сбор  космической пыли, грунта, космического мусора.
  • Космонавт-художник делает зарисовки открытого космоса, фотографирует.
  •  Болезнь одного космонавта, его лечение.
  •  Высадка на неизвестную планету (сбор живых объектов: растений и животных).
  •  Встреча с инопланетянами.
  • Медики осматривают инопланетян.
  • ЧП на корабле ( пожар или  поломка части  ракеты).
  • Связь с Землёй, с Центром  управления полётом. Принятие правильного решения.
  • Ремонт. Тушение. Устранение ЧП.
  • Стыковка кораблей.
  • Приземление (радостная встреча космонавтов, концерт, мед.осмотр, отдых)
  • Исследование доставленных грунтов, объектов  в  спец. лаборатории.
  • Телевидение,  репортаж корреспондента, конференция с космонавтами.
  • Собрание комиссии по космическим полётам в Центре  управления полётом, разбор полёта.

Игровые действия к каждой роли:

  • Конструкторы: чертят схемы ракет, доказывают, почему именно его изобретение следует воплотить в жизнь, построить именно такой космический корабль.  Далее – могут выполнять роли родственников космонавтов, лаборантов или инопланетян.
  • Главный конструктор:  выбирает лучшее изобретение, обосновывает свой выбор, далее – выходит на связь с космонавтами в Центре  управления полётом.
  • Капитан корабля – набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами.
  • Космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, могут общаться и помогать инопланетянам, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции.
  • Бортинженер: внимательно  следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
  • Инструктор по полёту – руководит полётом из Центра  управления .
  • Инопланетяне:  наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры  жестами, мимикой, на непонятном языке, могут просить о помощи,  вместе с космонавтами.
  • Репортёры: ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции.
  • Врачи, медицинские сёстры: проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян.
  • Родственники:  провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.
  • Специалист по приготовлению еды:  расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбики, следит за питанием космонавтов на космическом  корабле.

*Дети играют в «Космос» с огромным желанием . И всегда игра – разная! Ведь путешествуют ребята на разные планеты. И кроме них, во вселенной: астероиды, кометы, метеориты… Так много интересного известного и  неизвестного!  Вот тут-то и есть простор для детской фантазии! Играйте с детьми  и Вы получите массу удовольствия!

Мы играем

Сюжетно - ролевая игра «Космос»

Автор: Дисненко Татьяна Сергеевна, воспитатель,
ГБДОУ детский сад N26 компенсирующего вида
Красносельского района г.Санкт-Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website