Задачи:
1. Совершенствовать умение детей договариваться на игру.
2. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать ролевые взаимоотношения, подчиняться правилам.
3. Закреплять умение усложнять игру путём расширения состава ролей, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
4. Развивать речевые умения: монологическую речь (диктор теленовостей, главный конструктор, инструктор подготовки к полёту), диалогическую (ролевые диалоги всех участников игры). Активизировать словарь за счёт слов: космодром, скафандр, главный конструктор, солнечная система, планеты, метеориты, кометы, млечный путь, созвездия, космическая пыль; слов – названий планет и т.д.
5. Закреплять умение использовать разнообразные невербальные средства общения в игре: мимику, жесты, действия.
6. Развивать творческое воображение в игре, творческую инициативу. Поощрять желание придумывать новые темы для игры. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в группе, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты. Воспитывать умение быть в одной команде, сопереживать и радоваться, решать проблемы сообща.
Предварительная работа:
- Чтение: рассказ В. Бороздина «Первый в космосе», Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт». Рассматривание альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР».
- Чтение энциклопедической информации, посвящённой полётам в космос, космической технике, космическим телам («Занимательный атлас: наука и открытия, изобретения», «Энциклопедия дошкольника»)
- Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”.
- Развитие речи: «Этот загадочный космос»
- Презентация «Этот удивительный космос».
- Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние.
- Эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь».
- Заучивание стихотворений о космосе, отгадывание загадок.
- Аппликация: «Ракета», «Звездное небо».
- Конструирование: «Космические корабли», «Космодром».
- Поделки и рисунки по теме «Таинственный космос».
- Изготовление коллажа «Пришельцы из космоса».
- Ритмопластика «Роботы и звёздочки».
Аттракцион «Космический мусор». Эстафета «Разноцветные планеты».
- Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»
- Изготовление атрибутов для игры ( ракета, питание для космонавтов, приборная доска, центр управления)
- Работа с родителями: привлечение к изготовлению костюмов для сюжетно-ролевой игры.
Атрибуты: трафареты, линейки, лекала, карандаши, бумага, скафандры, ракета, крупный строительный материал для создания космодрома, техническая аппаратура (рации, компьютеры, телефоны, пульты и т. д.), космическая еда в тюбиках и пакетах, карта звёздного неба, планет, опорные картинки, коллекция камней, ёмкости для собранного материала, микроскопы, лупы, микрофон (можно маркер), предметы-заместители по желанию детей и т.д.
Распределение ролей в игре.
1. Выбор детей, по договорённости, по очереди (сегодня ты, завтра – я)
2. По жребию (тянут бумажку с написанной на ней ролью).
3. По считалке.
4. По отгадыванию загадок.
Развитие сюжета.
Дети могут заранее договориться, какую сюжетную линию они выбирают в этот раз. И схематично, при помощи опорных картинок, на фланелеграфе, выложить ход игры . А могут тут же предложить и изобразить нового героя или новую сюжетную линию.
- Научно-космический центр. Конструкторское бюро. Конструкторы чертят схемы космических кораблей.
- Постройка космического корабля.
- Собрание комиссии по космическим полётам в Центре управления полётами (выбор задания для космонавтов) Решение: на какую планету полетят. Для чего? Ставят цели и задачи .
- Подготовка отряда космонавтов. Инструктаж. Что и как собрать во вселенной (космическую пыль, минералы с других планет, космический и т.д.)? Что важно исследовать?
- Подготовка отряда космонавтов. Обучение: как вести себя с пришельцами.
- Физическая подготовка отряда космонавтов: на тренажёре «центрифуга» (компьютерный стул), упражнения: ушу, обще развивающие и т. д.
- Медицинский осмотр космонавтов.
- Загрузка всего необходимого на корабль.
- Запуск ракеты.
- Связь с Землёй. Центр управления полётом.
- Выход в космос, работа на орбите (или на намеченной планете): сбор космической пыли, грунта, космического мусора.
- Космонавт-художник делает зарисовки открытого космоса, фотографирует.
- Болезнь одного космонавта, его лечение.
- Высадка на неизвестную планету (сбор живых объектов: растений и животных).
- Встреча с инопланетянами.
- Медики осматривают инопланетян.
- ЧП на корабле ( пожар или поломка части ракеты).
- Связь с Землёй, с Центром управления полётом. Принятие правильного решения.
- Ремонт. Тушение. Устранение ЧП.
- Стыковка кораблей.
- Приземление (радостная встреча космонавтов, концерт, мед.осмотр, отдых)
- Исследование доставленных грунтов, объектов в спец. лаборатории.
- Телевидение, репортаж корреспондента, конференция с космонавтами.
- Собрание комиссии по космическим полётам в Центре управления полётом, разбор полёта.
Игровые действия к каждой роли:
- Конструкторы: чертят схемы ракет, доказывают, почему именно его изобретение следует воплотить в жизнь, построить именно такой космический корабль. Далее – могут выполнять роли родственников космонавтов, лаборантов или инопланетян.
- Главный конструктор: выбирает лучшее изобретение, обосновывает свой выбор, далее – выходит на связь с космонавтами в Центре управления полётом.
- Капитан корабля – набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами.
- Космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, могут общаться и помогать инопланетянам, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции.
- Бортинженер: внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
- Инструктор по полёту – руководит полётом из Центра управления .
- Инопланетяне: наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры жестами, мимикой, на непонятном языке, могут просить о помощи, вместе с космонавтами.
- Репортёры: ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции.
- Врачи, медицинские сёстры: проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян.
- Родственники: провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.
- Специалист по приготовлению еды: расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбики, следит за питанием космонавтов на космическом корабле.
*Дети играют в «Космос» с огромным желанием . И всегда игра – разная! Ведь путешествуют ребята на разные планеты. И кроме них, во вселенной: астероиды, кометы, метеориты… Так много интересного известного и неизвестного! Вот тут-то и есть простор для детской фантазии! Играйте с детьми и Вы получите массу удовольствия!
Мы играем
Автор: Дисненко Татьяна Сергеевна, воспитатель,
ГБДОУ детский сад N26 компенсирующего вида
Красносельского района г.Санкт-Петербурга.