Взаимодействие между детским садом и другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, а также шефскими организациями существовало давно.
В настоящее время такое взаимодействие называется сетевым и имеет правовую основу, которой раньше не было.
Нормативно-правовой основой для сетевого взаимодействия стал новый закон об «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012.
Статья 15 Закона раскрывает понятие «Сетевые формы реализации образовательных программ»:
«Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой».
Сетевое взаимодействие на сегодняшний день становится уже современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет динамично развиваться всем участникам этого процесса, а именно:
- использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника;
- выстраивать многообразные возможные пути решения конкретной задачи при общности внешней цели;
- получить более разнообразный спектр образовательных услуг и выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.
Сетевое взаимодействие и социальное партнерство должно строиться на основе следующих принципов:
- Принцип результативности — ориентация деятельности сети в целом, так и отдельных ее участников, на решение конкретных образовательных задач, способствующих повышению доступности, качества и социальной эффективности дошкольного образования.
- Принцип целостности — единство и непротиворечивость нормативно-правовой, организационной и содержательно-методической базы организаций — участников сетевого взаимодействия.
- Принцип добровольности и открытости – осуществляется возможность вхождения в сеть новых участников, а также выхода из неё, с учётом социально-педагогической целесообразности.
Цель деятельности – создание системы управления ДОУ в режиме сетевого взаимодействия, которая соответствует современным и перспективным тенденциям развития дошкольного образования.
Задачи:
- повышение качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- реализация дополнительных образовательных услуг;
- реализация адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- расширение спектра реализуемых образовательных услуг и более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей участников образовательных отношений.
Что необходимо сделать руководству ДОУ, чтобы привести управленческую деятельность в соответствие с новыми требованиями:
- Провести критический системный анализ опыта образовательной организации по данному направлению.
- Обобщить теорию и практику управления сетевым взаимодействием с целью использования и адаптации передового опыта.
- Внедрить наиболее эффективные методы и технологии управления ДОУ в режиме сетевого взаимодействия.
- Разработать организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия ДОУ с социальными партнерами.
- Объединить и оптимально распределить материальные и кадровые ресурсы ДОУ для эффективной реализации основной образовательной программы в режиме сетевого взаимодействия.
Важно отметить, что деятельность организаций, входящих в сеть, регламентируется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ.
В результате должна быть создана разветвлённая структура многоуровневых социальных связей ДОУ, которая позволит повысить качество дошкольного образования и уровень доступности образовательных услуг.