Осень.
1.Общее расслабление
Утром мы во двор идем, | Шаги на месте. |
Листья сыплются дождем, | Взмахи руками перед собой. |
И летят, летят, летят …. | Взмахи руками, разведёнными в стороны. |
Все уж спать они хотят. | Имитация сна. |
2.Развитие общей моторики
Дует, дует ветер. Дует, задувает. | Энергичные взмахи руками. |
Жёлтые листочки С дерева срывает. | Имитация срывания листьев. |
Падают листочки Прямо нам под ножки. | Наклон вперёд, руки касаются ног. |
3.Развитие мелкой моторики.
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: | Плавные волнообразные движения ладонями. |
Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки золотой, | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку | Спокойно укладывают ладони на стол. |
4. Массаж лица.
По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживанием), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
5. Развитие мимических мышц.
– Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы Улыбнулись, обрадовались, огорчились.
– Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.
– Но ветер унёс тучки, и вы снова улыбнулись.
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: рот открыт (удерживать под счёт до 10); попеременно открывать и закрывать рот;
– для губ: губы в улыбке – «трубочка»;
– Для языка: «лопаточка» (удерживать под счёт до 10).
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– постановка нижнедиафрагмального дыхания.
Упражнения выполняются стоя, рука на диафрагме: выдох, вдох, шумный выдох.
– голосовые упражнения: изобразить завывание ветра: у –у –у –у… громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер).
8. Физкультминутка.
К нам на длинной тонкой ножке | Прыжки на одной ноге по кругу. |
Скачет дождик по дорожке. | Прыжки на другой ноге. |
В лужице- смотри, смотри! – Он пускает пузыри. | Показывают руками на воображаемые пузыри. |
Деревья.
1.Общее расслабление
Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами : топ-топ-топ.
Машем мы руками качаем головой.
2.Развитие общей моторики
Листья осенние тихо кружатся, | Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны. |
Листья под ноги тихо ложатся, | Приседают. |
И под ногами шуршат, шелестят, | Движения руками вправо, влево. |
Будто опять закружится хотят. | Поднимаются, кружатся. |
3.Развитие мелкой моторики.
На берёзе на осине догорели листья… | Поочерёдно сильно сжать пальцы на правой, левой руках. |
Дунул ветер, и рябина Уронила кисти… | Разжать и тихонько положить на стол руки. |
Дождик моет жёлтый луг Ржавый и шершавый И земля вздыхает: – Уф!… Отдохнуть пожалуй… | Поглаживание кисти правой, а затем левой руки. Спокойно положить руки на стол. |
4. Массаж лица.
– поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;
– поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;
– поглаживание крыльев носа (от середины к ушам);
– поглаживание носа от кончика к переносице;
– поглаживание от уголков губ к ушам;
– «пальцевый душ» (постукивание двумя или четырьмя пальцами).
5. Развитие мимических мышц.
– Улыбнулись.
– Огорчились.
– Удивились.
– Рассердились
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;
– для губ: «бублик» – «трубочка», «воздушный поцелуй», беззвучная артикуляция звуков А,У;
– Для языка: самомассаж языка ( покусывание – дя-дя-дя, расслаблениние – тя-тя-тя).
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– Упражнение на автоматизацию нижнедиафрагмального дыхания ( стоя – вдох, выдох, пауза, шумный выдох)
– голосовые упражнения: Ау, ау, Аукаем: осень разноцветную приаукиваем (распевать гласные звуки).
8. Физкультминутка.
К нам на длинной тонкой ножке | Прыжки на одной ноге по кругу. |
Скачет дождик по дорожке. | Прыжки на другой ноге. |
В лужице- смотри, смотри! – Он пускает пузыри. | Показывают руками на воображаемые пузыри. |
Овощи.
1.Общее расслабление
Приходите в огород | Шаги на месте. |
Посмотреть, как всё растёт, | Руки поднимать вверх. |
Всё растёт, всё цветёт | Потряхивание руками. |
Никому не тесно. | Руки разведены в стороны. |
Приходите в огород! | Толчкообразные движения. |
Очень интересно. | Наклон вперёд, перекрёстные движения перед собой. |
2.Развитие общей моторики «Урожай».
В огород пойдём, Урожай соберём. | Шаги на месте. |
Мы морковки натаскаем | «Таскают».. |
И картошки накопаем. | «Копают».. |
Срежем мы качан капусты, | «Срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный! | Показывают круг руками три раза. |
3.Развитие мелкой моторики.
У Лариски – Две редиски. У Алёшки – Две картошки. У Серёжки сорванца – Два зелёных огурца. А у Вовки – Две морковки. Да ещё у Петьки – Две хвостатых редьки. | По очереди разгибают пальчики из кулачков, начиная с большого на обеих руках. |
4. Массаж лица.
Поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
5. Развитие мимических мышц.
Выполнение действий по тексту.
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам не весело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: сомкнуть зубы, открыть – закрыть рот;
– для губ: «почмокать» губами; «пошлёпать» губами;
– Для языка: Удерживать язык у нижних зубов под счёт от 1 до 5; покусывать язык зубками.
-для щёк: помидоры толстячки, огурцы худышки.
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– Рука на диафрагме.
– голосовые упражнения:
ИИИИ АУИ АУИ АУИ АУИ
8. Физкультминутка.
Поищите куклу Полю! Где она? | Дети ладонями прикрывают глаза и выполняют повороты туловища вправо – влево. |
Сидит в песке. | Приседают.. |
Суп готовит, кашу варит, | Встают. Поворот туловища вправо – влево. |
Держит палочку в руке. | Вытягивают руки вперёд и держат воображаемую палочку. |
Фрукты.
1.Общее расслабление
Ножками затопали, Зашагали по полю. Там, там, там – Тихо сели по местам. |
2.Развитие общей моторики
Как румян наш сад! | Лёгкие хлопки по щекам. |
Всюду яблочки висят. | Руки подняты вверх.. |
Краснобоки, краснощёки,. | Руки на поясе. |
На ветвях своих высоких | Руки подняты вверх. |
Точно солнышко горят! | Соединить в круг («солнышко»). |
3.Развитие мелкой моторики.
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: | Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой «мешают». |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. | Загибают по одному пальцу, начиная с большого. |
Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. | Опять «варят» и «мешают». |
4. Массаж лица.
– Лоб – гладим лёгкими движениями от середины лба к вискам.
– Глаза – рисуем пальцами очки.
– Щёки – гладим от носа к ушам.
– Подбородок – от середины подбородка вверх по щекам к вискам.
– Шея – согреем шейку (поглаживание, точечный массаж).
5. Развитие мимических мышц.
Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! | Удивление. |
А какие сочные! | Восхищение. |
А каких много! | Радость. |
Откусили кусочек яблока, а там червячок. | Разочарование. |
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: покашливание, имитация голубиного воркования;
– для губ: «вкусное варенье»;
– для языка: «почистим зубки» (Верхние зубы изнутри).
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– Дети разводят руки в стороны и делают вдох.
Затем обхватывают себя руками и приседая («опускаясь под воду») делают выдох 2-3 раза.
– Тянем один гласный звук, на одном выдохе. У——
У———-
У—————-
8. Физкультминутка.
Ти – ти – ти – куда же нам пойти? Ать – ать – ать – пойдём на улицу гулять. Ать – ать – ать – будем прыгать и скакать. (Выполняются движения, соответствующие тексту). |
Насекомые.
1.Общее расслабление
Туки – туки – туки – тук – Рубим, рубим во весь дух. | Дети стоят и энергично машут руками. |
Потихонечку садитесь Спящими вы притворитесь. | Садятся на своё место и «засыпают». |
Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать! | Встают. |
2.Развитие общей моторики
Пчёлы гудят в поле летят. | Кружатся на месте машут руками, как крыльями. |
Падают листочки Прямо нам под ножки. | Шаги на месте. Две руки закинуты на правое плечо («несут мёд»). |
3.Развитие мелкой моторики.
Божья коровушка, Полети на облочко. | Рукой изображают «брюшко» божьей коровки. |
Принеси нам к осени Мы тебя попросим: | Сверху «брюшка» поглаживающие движения другой рукой. |
В огород – бобы, В лес – ягоды, грибы, В родник водицу, В поле пшеницу. | Поочерёдно загибают пальцы на руке. |
4. Массаж лица.
Бабочка крылышками машет. | Поглаживающие движения. |
Вдруг комарик покусал. | Постукивание, кругообразные движения. |
Бабочка крылышками помахала и прогнала злого комарика. | Поглаживающие движения. |
5. Развитие мимических мышц.
Какая красивая стрекоза! | Улыбнулись. |
Как сверкают её крылышки! | Обрадовались. |
Сильный осенний ветер сдул стрекозу с цветочка. | Огорчились. |
Но стрекоза вспорхнула и улетела. | Восхищение. |
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: имитация жевания;
– для губ: удержать губами витаминку;
– Для языка: «иголочка»; «киска лакает молоко».
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– Упражнение «На турнике». Исходная позиция – стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произнесением звука «фффф» (3-4 раза).
Голосовые упражнения.
Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков: Вдох, выдох
Ау—–
Ау———–
Ау——————
8. Физкультминутка.
Муравей нашёл былинку, Много было с ней хлопот. Как бревно взвалил на спинку, Он домой её несёт. Он сгибается под ношей, Он ползёт уже с трудом, Но зато какой хороший муравей возводят дом. | Выполнение движений по тексту. |
Перелётные птицы.
1.Общее расслабление
Гуси серые летели. На лужайке тихо сели. Походили, поклевали, Потом быстро убежали. Гуси серые летели, На лужайку тихо сели. | Выполняют движения по тексту. |
2.Развитие общей моторики «Кукушка».
У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поёт кукушка: – Ку –ку! Ку- ку! | Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх. |
Внизу бежит речонка По жёлтому песку. Поёт кукушка звонко: Ку – ку! Ку – ку! | Присели. Руками производят волнообразные движения. |
Зелёные лягушки Попрыгали в реку. Поёт им в след кукушка: – Ку – ку! Ку – ку! | Сидя на корточках, подпрыгивают как лягушки. |
3.Развитие мелкой моторики.
Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. | Дети загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Эта птичка – злой орлан. Птички, птички по домам! | Машут сложенными накрест ладонями. Машут обеими руками как крыльями.. |
4. Массаж лица.
Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.
5. Развитие мимических мышц.
Прилетели птички ягод поклевать. Как их много! | Удивление. |
Надолго хватит! | Радость. |
Но вдруг прилетела целая стайка Других птичек и склевала все ягоды. | Огорчение. |
Но ведь это мои друзья! | Улыбка. |
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: открывать и закрывать рот под счёт до 5; резко опускать челюсть вниз;
– для губ: губы в улыбке – «трубочка»;» рупор» (5 раз)
– Для языка: «лопаточка»; «иголочка».
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.
– вдох носом, выдох носом(5 раз, контроль зеркало);
– Голосовые упражнения – произносить на одном выдохе звуки ИУ:(вдох, выдох)
ИУ——-
ИУ———–
ИУ—————
8. Физкультминутка.
Баба села на горох, | Исходная позиция: стоя. Руки поднимают вверх. |
Ох! Ох! Ох! | Опускают. Свободные взмахи руками перед собой. |
Уродился он неплох, | Руки поднимают вверх. |
Ох! Ох! Ох! | Опускают свободные взмахи перед собой. |
Уродился он пустой, Я бегу, а ты постой. | По тексту. |
Грибы.
1.Общее расслабление
Реснички опускаются, Глазки закрываются, Сном волшебным засыпаем, В страну сказок улетаем. Раз, два, три, четыре, пять – Смотрим глазками опчть. |
2.Развитие общей моторики. «По ягоды»
Мы шли, шли, шли, | Маршируют, руки на поясе. |
Брусничку нашли. | Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот. |
Раз, два, три, четыре, пять, | Маршируют. |
Мы идём искать опять. | Наклоны вперёд, руки касаются носков. |
3.Развитие мелкой моторики. «Опята».
На пеньке живёт семья, | Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки. |
Мама, папа, брат и я | Ладошку снимают, пальчики поочерёдно разжимают. |
Дом у нас один, а крыша | Две руки вместе ладонями вверх. |
Есть у каждого своя. | «Крыша» из ладошек. |
4. Массаж лица.
Водичка. Водичка,
Умой моё личико.
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
5. Развитие мимических мышц.
Ребята! Представьте, что вы в лесу и вдруг… Какой большой гриб боровик! | Удивление. |
А рядом красная шапочка! | Радость. |
Но это оказался мухомор… | Огорчение. |
Да их здесь не один, а множество! | Сердитое лицо. |
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: рот открыт, движение нижней челюсти вправо – влево;
– для губ: оттянуть нижнюю губу книзу (передние нижние зубы видны), удержать под счёт от 1 до 6, вернуть в исходное положение;
– Для языка: прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза); «параход гудит» (ы – ы – ы )
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– подышим лесным воздухом6 вдох ртом, выдох носом (3-4 раза).
– голосовые упражнения6 произносить на одном выдохе звук Ы.
Вдох, выдох. Ы———
Ы—————-
Ы———————–
8. Физкультминутка.
Игра «Запретное движение»
Домашние животные.
1.Общее расслабление
Наши руки отдыхают, наши ноги отдыхают,
Шея не напряжена, а расслаблена.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Раз, два, три ты кругом смотри.
2.Развитие общей моторики. «Кошка»
Осторожно словно кошка, Поиграю я немножко: Я легко со стула спрыгну, Спинку я дугою выгну. А теперь крадусь, как кошка, Спинку я прогну немножко. Я из блюдца молочко, Полакаю язычком. | Выполнение действий по тексту.. |
3.Развитие мелкой моторики.
Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая. | Указательный палец и мизинец изображают рога. |
За ней козлёночек бежит, Колокольчиком звенит. | Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванивание колокольчиком). |
4. Массаж лица.
Ласковая кошечка облизывает язычком. | Поглаживающие движения. |
Козочка маленькими рожками бодает. | Постукивание подушечками пальцев. |
Кошечка когти точит. | Растирающие движения по массажным линиям. |
Ласковая кошечка ластится. | Поглаживающие движения. |
5. Развитие мимических мышц.
Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб.
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: открыть рот(подержать под счёт до пяти); движение челюсти вправо-влево;
-для губ: почмокать губами, пошлёпать губами;
Для языка: почистить нижние зубки (с внутренней стороны), почистить верхние зубки.
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
– вдох ртом – выдох носом (5 раз);
– голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса ( вдох-выдох м-м-м-м-м)
8. Физкультминутка.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Мы походим как ребята,
И как мишка косолапый.
Дикие животные.
1.Общее расслабление
Есть у нас игра такая- Очень легкая, простая: Замедляются движенье, Исчезает напряженье, И становится понятно- Расслабление приятно. |
2.Развитие общей моторики
По сухой лесной дорожке: -Топ-топ-топ,- топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки. | Ребёнок стоит слегка согнувшись. Руки, согнуты в локтях, -перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнуты в коленях, делают частые шажки. «Собирают ягодки» – кончики пальцев соединяются, «срывают ягодки». |
3.Развитие мелкой моторики.
У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели Бе6лочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листьев кучу. Из ветвей, корней коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло уютно в нём. | Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.
Дом- ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются. |
4. Массаж лица.
По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживанием), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
5. Развитие мимических мышц.
В лесу бегает злой волк. | Нахмурить брови. |
Вдруг не стало волка! | Поднять брови (удивление) |
Это мишка косолапый прогнал злого волка. | Подмигнуть правым глазом (радость) |
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: рот открыт (удерживать под счёт до 10); попеременно открывать и закрывать рот;
– для губ: оскал, «трубочка» (чередование)
– для языка: язык «маляр», «почистить верхние зубки»;
-для щёк: помидоры толстячки, огурцы худышки.
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
-вдох через нос, выдох через рот (4 раза);
-голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса – вдох-выдох
АМММММММММ
УННННННННННН
8. Физкультминутка.
Я как белка в колесе Прыгаю на месте, Чтобы было веселей, Поскакали вместе. | Прыжки на одной ноге по кругу. Прыжки на другой ноге. |
Одежда, обувь, головные уборы.
1.Общее расслабление
Руки на коленях, | Выполняют действия в соответствии с движением. |
Руки. Ноги сжаты, | |
Крепко, с напряженьем, | |
Пальчики прижаты. | |
Пальцы разжимаем, | |
Отдыхаем, отдыхаем. |
2.Развитие общей моторики
Я умею обуваться, Если только захочу. | Топают ногами. |
Я и маленького братца Обуваться научу. | Руки перед грудью-«маленький братец». |
Вот они, сапожки. | Наклоняются вперёд. |
Этот с левой ножки. Этот с правой ножки. | Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ногой. |
Если дождичек пройдёт, Наденем калошки. | Топают ногами. |
3.Развитие мелкой моторики.
Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки. На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. Обувает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки. | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Вот так, Вот так, Новые кроссовки. | Шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук. |
4. Массаж лица.
Продольный, поперечный, точечный, кругообразный.
5. Развитие мимических мышц.
Однажды купила мама Тане новое платье. | Радость. |
Платье оказалось маленьким. | Огорчение. |
Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новое платье! | Удивление. |
Платье оказалось впору! | Восхищение. |
6. Развитие артикуляционной моторики.
– для челюсти: имитация жевания;
– для губ: почмокать губами, пошлёпать губами;
– для языка: мы прижмём язык губами (пя-пя-пя), а потом прижмём зубами (тя-тя -тя).
7. Работа по развитию речевого дыхания и голоса:
-вдох через рот- выдох через рот (45 раз).
-голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
Э О А ————-
Э О А———————–
Э О А———————————
8. Физкультминутка.
Игра «Запретное движение»
Автор: Гаврилова Марина Сергеевна, МАДОУ д\с комбинированного вида N 12 г. Боровичи.