Уроки безопасности для Карлсона

Игровой комплекс для детей старшего дошкольного возраста по закреплению правил безопасного поведения в различных ситуациях

Автор: Моисеенко Инна Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №9  н.п. Енский Ковдорского района Мурманской области.

Задачи: закреплять представления дошкольников о правилах безопасного поведения в различных ситуациях; стимулировать развитие мышления, речи, воображения, умения использовать приобретённые знания в новых условиях; воспитывать бережное отношение своему здоровью и здоровью окружающих.

Игровой сюжет: Карлсон попадает в детский сад. Он заблудился в незнакомом месте города. Ребята играют в спасателей, разрабатывают правила безопасного поведения в разных ситуациях для Карлсона и других детей (малышей).

Игровой образ: Карлсон, дети-спасатели – сотрудники детского МЧС. Игровой результат: разработка правил безопасного поведения в различных ситуациях «Азбуки безопасности» для Карлсона и других детей.

Творческое задание: моделирование и решение проблемных ситуаций, создание памятки, «Азбуки» по безопасному поведению в различных ситуациях.

Игровая проблемная ситуация: Карлсон попадает в различные проблемные ситуации, дети помогают ему их разрешить.

Игровое оснащение: береты, накидки, эмблемы, бейджики для сотрудников МЧС; предметные картинки с изображением опасных и безопасных предметов; спортивное оборудование; снаряжение для операции МЧС; игрушечные телефоны, «опасные предметы», атрибуты для игры «Задымление» (штора, очки, «зашумлённые» файлы); схема-памятка вызова служб спасения; знаки для лабиринта, пиктограммы ориентировки в пространстве; игра на компьютере «Луч фонарика».

Предварительная работа: чтение отрывков произведения А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», просмотр одноименного мультфильма; оформление выставки «Здоровый образ жизни – в каждую семью» (фотоиллюстрации и  детские работы); «фотографирование» опасных и безопасных игр детей; знакомство с литературой, печатными и видеоматериалами различных проблемных ситуациях с участием детей и взрослых; экскурсии , целевые прогулки в пожарную часть, службу МЧС; организация дидактической игры «Разговор за стеклом», сюжетно-дидактической игры «Юные спасатели».

Ход игрового комплекса

Звучит сигнал тревоги.
Воспитатель (В.). Ребята, что означает этот сигнал?
Дети. Где-то какая-то опасность, что-то случилось.
В. Что нам делать?
Дети. Срочно открываем службу «Юный спасатель».
Дети надевают форму юных спасателей.
Речевка:
Мы – юные спасатели,
всегда поможем вам.
Когда у вас несчастье,
обращайтесь к нам!
Организуют спасательное агентство (на окне вывеска «Юные спасатели»). Слышится шум, звук бьющегося стекла, крик Карлсона «Ай-яй-яй! Ой-ёй-ёй. Дети видят через окно Карлсона, зовущего на помощь.
В. Ребята, кто это? (Карлсон.) Кажется, он попал в беду… Как мы можем ему помочь?
Дети пытаются объяснить дорогу словами, но Карлсон жестами показывает, что он ничего не слышит.
В. Как же быть? Карлсон ничего не слышит, значит, нам необходимо действовать по-другому? Как?
Дети предлагают разные варианты (вызвать спасателей, дать парашют, поставить лестницу, бросить веревку, показать путь с помощью знаков). Затем поочередно показывают пиктограммами дорогу в группу.
Карлсон. Привет всем! Я летел, летел, моторчик испортился, и мне пришлось здесь приземлиться! Почему вы меня не пустили?
Дети. Воспитанные люди через окно не входят и не выходят, кроме того – это опасно!
Карлсон. Почему?
Дети. Потому что можно навредить здоровью.
Карлсон. А ещё я решил подзаправиться. Где тут у вас можно съесть гамбургер?
В. Ребята, гамбургер – это полезная пища? (Нет.) Какую пишу мы едим? (Только полезную и здоровую.)
Карлсон. А что же тогда обозначает ваш флаг?
Дети. Службу «Юный спасатель».
Карлсон. Отлично! Значит, вы сможете починить мой моторчик.
В. Наша служба спасения всегда готова прийти к вам на помощь. Что может быть причиной неисправности моторчика? (Намоталась верёвка.)
Дети исправляют моторчик.
Карлсон. Спасибо! Отличная работа. А что ещё вы делаете в своей службе? Дети рассказывают Карлсону службе спасения в детском саду.
Дети. В нашей службе спасения мы:

  • помогаем найти и обезвредить (изолировать) опасные предметы;
  • рассказываем малышам о правилах безопасного поведения в разных ситуациях;
  • следим за порядком запасных выходов нашего детского сада, на участках, во дворе;
  • сочиняем стихи, рассказы, игры о правилах безопасного поведения для детей;
  • рисуем, оформляем памятки, плакаты, «книжки-малышки», альбомы о правилах безопасного поведения в разных ситуациях и т.д.

В. Ты знаешь, Карлсон, что нужно делать, если попадёшь в чрезвычайную ситуацию.
Карлсон пожимает плечами, чешет затылок.
В. Карлсон не знает. Ребята, давайте расскажем Карлсону, как нужно действовать в опасной (сложной) ситуации?
Дети. Надо набрать номер телефона службы спасения.
Карлсон. Ни в одном моём телефоне нет такого номера! (Достаёт разные игрушечные телефоны.) Карлсон пробует набирать разные номера, кричит в трубку: «Алло! Кто это? Скорей, сюда! На помощь! Караул! Беда!» и бросает трубку.
В. Ребята, Карлсон правильно вызвал службу спасения? (Нет, неправильно.) Давайте объясним ему, как нужно это делать.
Составление рассказа по схеме-памятке «Вызов службы спасения» для Карлсона:

  1. Набери номер телефона: «101», «102», «103», «104». (Картинка телефона с номерами.)
  2. Назови своё имя и фамилию. (Картинка лица с буквами «ФИО»
  3. Расскажи, что случилось. (Картинка дорожного знака «Прочие опасности».)
  4. Назови адрес. (Картинка глобуса или почтового конверта.)
  5. Выслушай ответ. (Картинка с изображением уха.)

«ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ»

Словесная игра

Цель: стимулировать развитие связной речи.
Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образцу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, свое местоположение, кратко описывать проблему.
Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появления слайдов от имени одного героев ситуации или стороннего наблюдателя.
На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.
В. Ну как, Карлсон, ты научился вызывать службу спасения?
Карлсон. Да, научился! Я смогу!
В. Ребята, вы внимательно слушайте, правильно ли Карлсон вызывает службу спасения?
Дети. Молодец Карлсон!
Карлсон. Ребята, я тоже хочу стать юным спасателем! Это так здорово, интересно!
Дети. Для того чтобы стать юным спасателем, надо учиться.
Карлсон. Я согласен! Учите меня скорее!
В. Быть спасателем – это значит быть…
Дети. Сильным, ловким, внимательным, умелым, умным, отважным, сообразительным, добрым, ответственным…
Карлсон. А каких людей не берут в спасатели?
Дети. Ленивых, трусливых, слабых, неповоротливых, рассеянных, глупых, злых и т.д.
В. Спасатели ежедневно участвуют в разных тренировочных занятиях. Мы и тебя, Карлсон, приглашаем.
Первое тренировочное задание: представьте, что мы с вами попали в задымлённую комнату. Вы постарайтесь очень быстро рассмотреть в дыму предметы и запомнить их. Выберите из этих картинок те, которые вы запомнили.

«СПАСИ ИРУШКУ»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы через очки: стимулировать развитие зрительного восприятия; развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.
Игровые правила: из набора картинок найти, запомнить и выбрать нужные. Игровые действия: рассмотреть изображения знакомых предметов через «задымление» (занавеску), запомнить их, затем выбрать нужные из набора картинок.
В. Следующее задание: иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении – например, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый получит карточку со схематическим изображением игрушки, по которому нужно найти и спасти игрушку, находящуюся в «задымлённом» помещении.

«СПАСАТЕЛИ»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом; стимулировать развитие зрительного восприятия. Игровые правила: найти предмет по его схематическому изображению. Игровые действия: рассмотреть схематическое изображение, отыскать в игровой зоне соответствующую игрушку.
В. Ребята, часто спасатели в задымлённом помещении находят определённые предметы. Вот и сейчас маленький мальчик попросил вас найти его игрушки. Только рисовать он ещё не очень хорошо умеет, поэтому рисунки его игрушек получились вот такие – схематичные. Постарайтесь по его рисунку найти игрушки. (Дети находят игрушки).

«НАЙДИ ПРЕДМЕТ»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение узнавать по изображению знакомые предметы; стимулировать развитие зрительного восприятия, памяти.
Игровые действия: рассматривать изображения знакомых предметов через «зашумлённый» файл, узнавать и называть предметы.
Игровые правила: назвать узнанный на картинке предмет, объяснить, как узнал.
В. Представьте, что мы на пожарной башне. С помощью бинокля постарайтесь узнать внизу предметы, находящиеся в дыму и огне.
Молодцы, ребята, и Карлсон молодец! Следующее тренировочное задание: я буду называть слова, вы внимательно слушайте. Если вы услышите название предмета, который может стать причиной пожара, скажите «ой».

«ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Дидактическая игра

Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.
Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.
Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.
Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, пила, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.
В. Молодцы, все справились. Следующее задание будет проводиться на компьютере. Представьте, что мы попали в тёмное помещение и нам нужно по освещённой лучом фонарика части узнать предмет.

«ЛУЧ ФОНАРИКА»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение узнавать изображения по их части, детали.
Игровые действия: рассматривать детали изображения, узнавать и называть предмет.
Игровые правила: быстро узнать предмет по детали изображения.
Карлсон. Мне очень понравилось тренироваться.
В. Ребята, а где ещё можно потренироваться?
Дети. В спортивном зале. Идём с нами на тренировку!
(Дети и Карлсон идут в спортивный зал.)

«ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА»

Игра-эстафета

Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве.
Игровые правила: выполнять задание поочередно, брать только один кусочек ткани (огонь).
Игровые действия: игроки делятся на две команды, выстраиваются в колонны; используя «ходули» дети поочерёдно собирают разложенные по залу кусочки ткани красного цвета, символизирующие огонь, складывая их в ведро (находится на противоположной от команд стороне зала).

«ПОТУШИ ОГОНЬ»

Игра-эстафета

Цель: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде.
Игровые правила: стараться не разлить воду, действовать по сигналу. Игровые действия: команды становятся в шеренгу лицом друг к другу, около последних участников стоит 4-5 пластмассовых ведра с водой; по сигналу последний игрок передаёт поочерёдно вёдра детям (одно за другим), стоящим справа (слева) от себя; первый игрок выливает вёдра в большое ведро «с огнём» (с собранными кусочками ткани) – «тушат огонь».

«СПАСЕНИЕ ИГРУШКИ»

Игра-эстафета

Цель: совершенствовать в соревновательной форме навыки основных видов движений (ходить по наклонной доске, лазание по гимнастической стенке); развивать скоростно-силовые способности, ловкость; воспитывать смелость, желание прийти на помощь «пострадавшему».
Игровые правила: задание выполнять поочерёдно, не уронить игрушку. Игровые действия: с помощью каната подняться по наклонной доске к верхним рейкам гимнастической стенки; взять игрушку, расположенную на верхней перекладине; приставным шагом перейти на соседний пролёт гимнастической стенки; спуститься вниз по гимнастической доске («скатиться с горки»); перенести игрушку в безопасное место.

«СОБЕРИ РЮКЗАК ДЛЯ СПАСАТЕЛЯ»

Игра-эстафета

Цель: развивать координационные способности, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; стимулировать сообразительность, быстроту реакции, закреплять знания предъявленных предметов.
Игровые правила: передвигаться на велотренажёрах строго по прямой, выбирать только необходимые предметы.
Игровые действия: игроки делятся на две команды; поочерёдно доехать на велотренажере до противоположной стороны; выбрать разложенные на скамейке предметы, которые могут пригодиться назначении спасателям; вернуться обратно, положить предмет в рюкзак,

«ТЕРРИТОРИЯ РИСКА» (тренажёрный зал)

Комбинированная эстафета

Цель: развивать силу, ловкость, координацию движений.
Игровые правила: преодолевать препятствия поочерёдно.
Игровые действия: взобраться по лестнице спортивного комплекса; ухватившись руками за перекладину спортивного комплекса, не касаясь ногами пола, переместиться на противоположный край; спуститься вниз по шесту на скамейку; пройти по ней, перешагивая через предметы; преодолеть тоннель и сухой бассейн.
Раздаётся звонок по телефону (сигнал тревоги).
В. Помощник воспитателя в младшей группе обнаружил много опасных для малышей предметов. Нужна помощь!
Дети приходят в группу.
В. Наша задача?
Дети. Найти и обезвредить.
В. Для того, чтобы найти предметы, каждый получает карточку-схему, на которой показано, где искать предмет (на, под, за, в). Найденные предметы по видам опасности раскладываются в коробки (колющие, режущие, огнеопасные и т.д.)

«НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; упражнять детей в соотнесении изображения места нахождения предмета с символом; развивать умение классифицировать предметы по разным видам опасности.
Игровые действия: поиск предметов в разных местах, раскладывание в соответствующие коробки.
Игровые правила: найти игрушку в соответствии с символом.
В. Откуда они могли появиться? Может, чужие люди приходили в наш сад? Что нам теперь делать с этими предметами? (Заберём с собой, чтобы отдать заведующей.)
Дети идут к кабинету заведующей. На диване сидит незнакомка.

«НЕЗНАКОМЕЦ»

Игра-тренинг

Цель: упражнять в умение правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.
Игровые действия: дети учат Карлсона, как себя вести в ситуации с незнакомкой.
Незнакомка. Здравствуйте, ребята. Какие вы замечательные! Угощайтесь конфетами.
Карлсон первым угощается. Дети берут (не берут) угощение. Если кто-то возьмет конфеты (мандарины), воспитатель спрашивает детей, правильно ли они поступили.
Незнакомка. У меня в машине ещё много вкусного! А ещё есть котик и интересные игрушки… Пойдёмте со мной!
Карлсон собирается идти с Незнакомкой.
В. Правильно ли поступает Карлсон? (Обращаясь к незнакомке.) А вы кто? К кому вы пришли?
Незнакомка (не отвечает, хватает Карлсона за руку и тянет за собой к выходу). Я вижу, ты хороший! Не слушай их! Я отведу тебя к маме, она просила тебя забрать!
Карлсон плачет и послушно идёт за Незнакомкой.
В. Ребята, что надо делать, если чужой человек тащит тебя за собой? (Вырываться, громко кричать, звать на помощь.) Женщина, оставьте Карлсона в покое! (Отталкивает Незнакомку, забирает руку Карлсона.) У нас есть заведующая, пройдите к ней.
Дети провожают Незнакомку и отдают заведующей коробки с опасными предметами. Раздаётся звонок телефона Карлсона.
Карлсон. Мне звонит Малыш! Алло! Где ты? Ребята, он потерялся!
Малыш. (по громкой связи телефона). Я потерялся. Заигрался с друзьями… Карлсон. Где же тебя найти?
Малыш. Тебе помогут мои фотографии. Я передам их по Интернету.
Дети и Карлсон заходят в кабинет заместителя заведующего.
В. (И.О. обращается к заведующей), нам не приходила электронная почта?
Заведующая: Да, как раз сейчас пришла. Получайте своё сообщение.
В. Ребята, мы получили фотографии, которые нам помогут найти Малыша. Малыш фотографировал предметы, встречающиеся на его пути, места, где он играл: песочница, дерево, клумба, метла, пункт первой помощи и др. С помощью данных ориентиров дети находят Малыша, объясняют ему, в каких местах нельзя играть, и приглашают в службу «Юный спасатель».

«КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение классифицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображённые на картинках.
Игровые действия: кратко объяснять сюжет картинки, его последствия. Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную картинку в соответствии с её изображением.
Дети после рассказа дарят картинки Малышу.
В. Ребята, что мы ещё полезного можем подарить Малышу?
Дети вручают Карлсону и Малышу «Азбуку безопасности».
Дети. Здесь, Малыш и Карлсон, вы найдёте множество разных ситуаций, которые помогут запомнить, как себя вести.
Спасатель. В таком случае, ребята, я могу вручить вам удостоверения спасателей. (Вручает.)
Вручение медалей «За спасение».
Дети принимают Карлсона в отряд «Юный спасатель».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website