НОД по развитию речи в подготовительной группе
Автор: Серебрякова Лариса Николаевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N18 г. Печора, РК.
Интеграция:
Цели:
- Закрепить знания о зиме в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, слов – синонимов при составлении рассказа по серии сюжетных картин, загадывании загадок.
- Развивать монологическую речь детей.
- Стимулировать память и мышление детей.
- Воспитывать любовь к живой природе.
Ход
Воспитатель заходит с детьми, здороваются с гостями
Воспитатель: Здравствуйте, гости! Ребята, сегодня мы проведём открытое занятие по развитию речи. Вы покажете свои знания и умения, а гости посмотрят на вас и послушают вашу красивую и правильную речь.
Ребята, а что это за красивая снежинка у нас на полке? Она раньше была у нас в группе? (ответ детей) Кто же мог ее у нас оставить? (предположения детей). А на ней что-то написано!
Воспитатель читает вслух: «Здравствуйте ребята. Я заглядывала к вам в окно, и вы мне очень понравились! Услышав, что вы собрались на занятие, я захотела, чтобы вы посвятили его мне. Если вы согласитесь, то я для вас приготовила интересные задания. Удачи и до свидания, я обязательно приду к вам в гости. С уважением Зима».
Ну как ребята, вы согласны посвятить наше занятие Зиме? (да). Так и назовем наше занятие по развитию речи «В гости к зимушке – зиме».
Тогда начинаем, желаю вам быть внимательными, умными, и находчивыми. Напоминаю вам. Что свои мысли вы должны выражать полным ответом.
Ребята, послушайте внимательно музыкальное произведение, которое сейчас прозвучит.
Включается аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года» (декабрь) на 2 – 3 минуты.
а) Кто знает, музыка какого великого русского композитора сейчас звучала?
б) Почему именно эта музыка у нас сегодня звучала? (декабрь – зимний месяц). Перечислите, пожалуйста, все зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
Ребята, а чтобы красиво говорить. Что мы проводим в начале занятия по развитию речи?
Дети: чисто говорку
Наша чисто говорка будет о зиме:
МА-МА–МА-наступила вновь зима
РА – РА – РА – снежная гора
ИЛИ–ИЛИ–ИЛИ – бабу снежную лепили
ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик
РИ – РИ – РИ – прилетели снегири
КИ–КИ–КИ-поиграем мы в снежки
РЫ–РЫ–РЫ – катаемся с горы
ТА – ТА – ТА – зимою красота
-Я буду читать стихотворение «Снегопад», а вы будете добавлять подходящие слова, причём все эти слова связаны со словом «снег»:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые (снежинки)
Землю белой, чистой, нежной,
Застелил постелью (снежной)
Вот веселье для ребят-
Всё сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка-
Это девочка (снегурка)
На снегу то, посмотри,
С красной грудкой (снегири).
-Вспомните, какие слова вы добавляли?
-Снег, снежинки, снежной, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири.
-Как вы считаете, слово «зима» родственное слову «снег»?
– Нет, потому что родственные слова должны звучать похоже, а в слове «зима» нет такой части, которая бы звучала похоже на слово «снег».
А теперь я предлагаю вам сесть на стульчики парами.
Посмотрите внимательно на картинки. Вам нужно рассказать в паре о том, что у вас изображено, не называя то место, где всё происходит.
Напоминаю о правилах работы в парах, договариваемся и не спорим. Определитесь, кто будет отвечать. Если отвечающий что – то забыл сказать, то напарник может добавить.
Дети в парах описывают свою картинку, другие отгадывают.
Молодцы, хорошо поработали в парах. Переходим к другому заданию.
Сейчас я буду произносить слово, а Вам нужно добавить слово. Чтобы получилось словосочетание о зиме (воспитатель четко выделяет окончание первого слова).
Зимний – лес, зимнее – небо, зимние – деревья, зимняя – погода; ледяное – озеро, скользкая – дорожка, холодная – погода, заснеженная – крыша, блестящая – сосулька.
Предлагаю всем отдохнуть.
Физминутка.
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком –
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
Отдохнули. Собрались с мыслями. А теперь мы будем составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки и отвечайте на мои вопросы, пожалуйста, полными ответами.
Анализ первой картинки
– Что стоит в коридоре перед дверью? (В коридоре перед дверью стоят санки)
– Что вы видите на полу под санками ? (На полу под санками вода, лужа)
– Как вы думаете, откуда появилась лужа под санками? (лужа под санками – это растаял ком снега и превратился в воду)
Анализ второй картинки
Какое время года наступило? (Наступила зима)
– Где мальчик? Дайте ему имя. (Рома гуляет на улице)
– Что делает Рома? (Рома катает снежный ком)
– Из чего Рома скатал ком? (Рома скатал снежный ком из снега)
Анализ третей картинки
Откуда вернулся Рома? (Рома вернулся с прогулки)
– Что он принес с прогулки? (Рома с прогулки принес снежный ком)
– Как Рома донес снежный ком до дома? (Рома привез снежный ком на санках)
– Как вы думаете, что он хотел с ним сделать дома? (Рома хотел дома сделать снеговика)
– Удалось ли Роме сделать задуманное? У него получилось? (Нет)
– Почему? (Потому что снег в тепле начинает таять)
– Что было сначала, а что потом?
– Какая картинка будет первой? (второй, третьей).
Дети выходят и расставляют последовательно картинки.
Давайте назовем наш рассказ
Дети предлагают назвать рассказ «Снежный ком»
– Какими красивыми словами можно начать наш рассказ?
- Наступила долгожданная зима.
- Был ясный зимний день
- ______________________
- ______________________
– Расскажите историю, которая приключилась с мальчиком.
– Придумайте, чем закончилась эта история?
- Дети по очереди составляю рассказ по серии картин.
Молодцы, ребята. У вас получились красивые и содержательные рассказы.
Отгадайте загадку
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей (снеговик)
Я вам подготовила задание – дорисуй недостающие детали у снеговика.
- Ребята, скажите, пожалуйста, чему было посвящено наше занятие по развитию речи?
- Какие задания вы выполняли?
- Какое задание вызвало затруднения?
- Чему вы сегодня научились?
Я рада за вас, вы умеете красиво излагать свои мысли по теме «Зима» и составлять рассказ по серии сюжетных картин.
На этом наше занятие окончено.
Давайте попрощаемся с гостями.