В гости к зимушке – зиме

НОД по развитию речи в подготовительной группе

Автор: Серебрякова Лариса Николаевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N18 г. Печора, РК.

Интеграция:

Цели:

  • Закрепить знания о зиме в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, слов – синонимов при составлении рассказа по  серии  сюжетных  картин, загадывании загадок.
  • Развивать монологическую речь детей.
  • Стимулировать память и мышление детей.
  • Воспитывать любовь к живой природе.

Ход

Воспитатель заходит  с  детьми, здороваются  с  гостями

Воспитатель: Здравствуйте, гости! Ребята, сегодня мы проведём открытое  занятие  по  развитию  речи.  Вы покажете свои знания и умения, а гости посмотрят на вас и послушают вашу красивую  и  правильную речь.

Ребята, а что это за красивая снежинка у нас на полке? Она раньше была у нас в группе? (ответ детей) Кто же мог ее у нас оставить? (предположения детей).  А на ней что-то написано!

Воспитатель читает вслух: «Здравствуйте ребята. Я заглядывала к вам в окно, и вы мне очень понравились! Услышав, что вы собрались на занятие, я захотела, чтобы вы посвятили его мне. Если вы согласитесь, то я для вас приготовила интересные задания. Удачи и до свидания, я обязательно приду к вам в гости. С уважением Зима».

Ну как ребята, вы согласны посвятить наше занятие  Зиме?  (да). Так  и  назовем  наше  занятие по  развитию  речи «В гости  к зимушке –  зиме».

Тогда  начинаем,  желаю вам быть внимательными, умными, и находчивыми. Напоминаю  вам. Что  свои  мысли  вы  должны выражать  полным  ответом.

Ребята, послушайте  внимательно  музыкальное  произведение, которое  сейчас  прозвучит.

Включается аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года» (декабрь)  на 2 – 3 минуты.

а) Кто знает, музыка какого великого русского композитора сейчас звучала?
б) Почему именно эта музыка у нас сегодня звучала? (декабрь – зимний  месяц). Перечислите, пожалуйста, все  зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

Ребята, а  чтобы    красиво  говорить. Что  мы  проводим  в  начале  занятия  по  развитию  речи?

Дети: чисто говорку

Наша  чисто говорка  будет  о  зиме:

МА-МА–МА-наступила вновь зима
РА – РА – РА – снежная гора
ИЛИ–ИЛИ–ИЛИ – бабу снежную лепили
ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик
РИ – РИ – РИ  – прилетели снегири
КИ–КИ–КИ-поиграем мы в снежки
РЫ–РЫ–РЫ – катаемся с горы
ТА – ТА – ТА – зимою красота

-Я буду читать стихотворение «Снегопад»,  а вы  будете добавлять подходящие слова, причём все эти слова связаны со словом «снег»:

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые (снежинки)
Землю белой, чистой, нежной,
Застелил постелью (снежной)
Вот веселье для ребят-
Всё сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка-
Это девочка (снегурка)
На снегу то, посмотри,
С красной грудкой (снегири).

-Вспомните, какие слова вы добавляли?

-Снег, снежинки, снежной, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири.

-Как вы считаете, слово «зима» родственное слову «снег»?

– Нет, потому что родственные слова должны звучать похоже, а в слове «зима» нет такой части, которая бы звучала похоже на слово «снег».

А  теперь  я  предлагаю  вам  сесть  на  стульчики  парами.

Посмотрите внимательно на  картинки. Вам нужно рассказать в паре о том, что у вас изображено, не называя то место, где всё происходит.

Напоминаю  о  правилах  работы  в  парах, договариваемся и  не  спорим. Определитесь, кто  будет  отвечать. Если  отвечающий  что – то  забыл  сказать, то  напарник  может  добавить.

Дети  в  парах описывают свою картинку, другие отгадывают.

Молодцы, хорошо  поработали  в  парах. Переходим  к  другому  заданию.

Сейчас  я   буду  произносить  слово, а  Вам  нужно  добавить  слово. Чтобы  получилось  словосочетание о зиме (воспитатель  четко  выделяет  окончание  первого  слова).

Зимний – лес, зимнее – небо,  зимние – деревья, зимняя – погода; ледяное – озеро, скользкая – дорожка, холодная – погода, заснеженная – крыша, блестящая – сосулька.

Предлагаю  всем отдохнуть.

Физминутка.

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком –
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Отдохнули. Собрались  с  мыслями. А теперь  мы  будем  составлять  рассказ  по  серии  сюжетных  картин.

Посмотрите, пожалуйста,   на  эти  картинки и  отвечайте  на  мои  вопросы, пожалуйста, полными  ответами.

Анализ  первой  картинки

– Что  стоит  в  коридоре  перед   дверью?  (В  коридоре  перед  дверью  стоят  санки)
– Что  вы  видите  на  полу  под  санками ? (На  полу  под  санками  вода, лужа)
– Как  вы  думаете, откуда  появилась  лужа под  санками? (лужа  под  санками – это  растаял  ком  снега  и  превратился  в  воду)

Анализ  второй  картинки

Какое время года наступило? (Наступила зима)
– Где мальчик? Дайте ему имя. (Рома гуляет на улице)
– Что делает Рома? (Рома катает снежный ком)
– Из чего Рома скатал ком? (Рома скатал снежный ком из снега)

Анализ  третей   картинки

Откуда вернулся Рома? (Рома вернулся с прогулки)
– Что он принес с прогулки? (Рома с прогулки принес снежный ком)
– Как Рома донес снежный ком до дома? (Рома привез снежный ком на санках)
– Как вы думаете, что он хотел с ним сделать дома? (Рома хотел дома сделать снеговика)
– Удалось ли Роме сделать задуманное? У него получилось? (Нет)
– Почему? (Потому что снег в тепле начинает таять)
 Что было сначала, а что потом?
– Какая картинка будет первой? (второй, третьей).

Дети выходят и расставляют последовательно картинки.

Давайте  назовем  наш  рассказ

Дети  предлагают  назвать  рассказ «Снежный  ком»

– Какими    красивыми  словами  можно  начать  наш  рассказ?

  • Наступила  долгожданная  зима.
  • Был  ясный  зимний  день
  • ______________________
  • ______________________

– Расскажите историю, которая приключилась с мальчиком.
– Придумайте, чем закончилась эта история?

  • Дети  по  очереди  составляю  рассказ  по  серии картин.

Молодцы, ребята. У  вас  получились  красивые  и  содержательные  рассказы.
Отгадайте  загадку
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей (снеговик)
Я  вам  подготовила  задание – дорисуй   недостающие детали  у  снеговика.

  • Ребята, скажите, пожалуйста,  чему  было  посвящено  наше  занятие  по  развитию  речи?
  • Какие  задания вы выполняли?
  • Какое  задание вызвало  затруднения?
  • Чему  вы  сегодня  научились?

Я  рада  за  вас, вы  умеете  красиво  излагать  свои  мысли  по теме «Зима» и  составлять  рассказ  по  серии сюжетных  картин.

На  этом  наше  занятие  окончено.

Давайте    попрощаемся  с  гостями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website