В гостях у Древнего Человека

Конспект занятия – экспериментирования для детей подготовительной группы.

Составила воспитатель высшей квалификационной категории Трунова Светлана Александровна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида N11» Ленинградская область, Приозерский район, посёлок Кузнечное.

Цель:

Углублять представления детей об объектах неживой природы. Учить самостоятельно проводить исследования, добиться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов. Создать в течение всего занятия положительный эмоциональный настрой у детей.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закреплять и  уточнять представления детей о компонентах неживой природы и их свойствах (воды, глины, песка, камня).
  2. Обучать детей различным способам применения компонентов неживой природы в процессе проведения опытов.
  3. Учить фиксировать результаты исследований.
  4. Закреплять способ припоминания основных моментов занятия с опорой на графические модели.

Развивающие:

  1. Познакомить детей с бытом древних людей, уточняя, что камни – их бытовое орудие.
  2. Формировать интерес к объектам неживой природы и навыки наблюдений за ними.
  3. Развивать познавательную активность, целенаправленное внимание, речь и наблюдательность детей; умение рассуждать, высказывать собственное суждение, делать простейшие умозаключения, анализировать результаты деятельности.
  4. Расширять кругозор и словарь детей.
  5. Совершенствовать навыки обратного и порядкового счета, соотнесения числа и количества.
  6. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
  7. Совершенствовать выразительность и точность движений, аккуратность в работе.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любознательность.
  2. Воспитывать способность к согласованному взаимодействию, следуя инструкциям взрослого и установленным правилам.
  3. Воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу и окружающим.

Алгоритм проведения занятия:

  1. Организационный момент:

• предложение отправиться в путешествие;
• перемещение в Каменный век.

  1. Организованная деятельность в «Каменном веке»:

• Знакомство с Древним Человеком.
• Благоустройство жилища Древнего человека.
• Игра «Воздух, огонь, вода, земля».
• Опыт «Добыча огня»:
– постановка проблемы: как согреть Древнего Человека?
– строительство очага;
– добыча огня с помощью камней.
• Опыт «Древняя рыбалка»
– изготовление орудия для рыбалки;
– подвижная игра – моделирование «Родник – ручей – река – озеро»;
– инсценировка древней рыбалки.
• Опыт «Очистка воды»:
– постановка проблемы: вода непригодна для употребления в пищу;
– объяснение педагогом последовательности действий по очистке воды;
– фильтрация воды, фиксирование детьми полученных результатов в карточках-моделях.
• Опыт «Древние мукомолы»:
– постановка проблемы: целые зерна нецелесообразно употреблять в пищу;
– изготовление муки способом растирания зерна между камнями.
• Опыт «Древние игрушки»:
– предложение изготовить игрушки в подарок;
– изготовление игрушек.
• Работа с моделями (припоминание хода занятия с опорой на графические модели).
• Сюрпризный момент, передача игрушек и карточек-моделей Древнему Человеку.

  1. Перемещение в наше время, возможная дальнейшая игра детей.

 

Материалы к занятию:

Клавиатура компьютера, глиняная миска, деревянная дубинка, клеёнки, фартуки из непромокаемого материала по количеству детей, влажные салфетки, 3 подноса, 3 деревянных чашки, печеные лепешки.

Детский домик-палатка, имитация шкур диких животных из обивочной ткани.

Имитация костра из веток со встроенной в центре электрической переноской, удлинитель.

Готовая острога, гимнастическая палка, речка с рыбками, сшитая из обивочного материала, игрушка – щука.

Бросовый материал: 3 воронки из прозрачных пластиковых бутылок, 3 пластиковых контейнера с крышкой, бутылочки из-под йогурта по количеству детей, 10 пластиковых стаканов по 250 мл, прозрачное пластиковое ведро емкостью не менее 3-х литров, марля, пустая пластиковая бутылка, шерстяная нить, пуговицы, крышка от банки.

Природный материал: коллекция камней разного цвета и формы (гранит и морские камни); вода, глина, песок, земля, сено, сухие ветки, гречневая и рисовая крупы, готовая мука из данных круп, колосья пшеницы, кора дерева, сосновые шишки, желуди, перо птицы, мох.

Графические рисунки-модели, выполненные на бумаге, имитирующей поверхность камня чёрной тушью, заготовки для приклеивания на модель из голубого и коричневого (с нарисованными частицами грязи) картона.

Аудиозаписи таинственной и мажорной музыки (музыкальное приложение к журналу «Музыкальная палитра» N5, 2008 г., N6, 2009 г.); аудиозапись с различными звуками воды.

Предварительная работа:

Изготовление и подбор пособий, материалов, музыкального сопровождения.

Оформление карточек-моделей, заготовок из картона.

Создание образа Древнего Человека (костюм, атрибуты, манера говорить и двигаться и т.п.).

Проверка опытным путём всех действий занятия (экспериментальная деятельность).

Ход занятия
Речь и действия педагогаПредполагаемые ответы и действия детей
– Дело было на рассвете…
Во дворе сидели дети.
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел…
(Имя ребенка) пел,
(Имя ребенка) молчал,
(Имя ребенка) ногой качал.
И тут сказал ребятам
(Имя ребенка) просто так:
«А у меня в кармане камень».

Рассматривает камень.
– Ребята, скучно, скучно так сидеть
И на улицу глядеть.
Ведь гораздо интересней
Побывать в другом, далёком месте.
– Как вы думаете, на чём можно отправиться в далёкое путешествие?
– Дети, камень, который отдал мне    (имя ребенка) оказался волшебным. Это ключ от волшебного транспорта – машины времени. Я предлагаю открыть машину времени волшебным камнем-ключом и отправиться в далекое путешествие. Согласны?
Педагог «открывает» камнем воображаемый вход в «машину времени»
– Предлагаю занять свои места.
Садиться на стул возле пульта управления (клавиатура компьютера).
Стартовать и перемещаться на машине времени нужно с закрытыми глазами, иначе пульт управления сломается. Закрывайте глаза, я начинаю обратный отсчёт, считайте вместе со мной: 10,9,8,7…0 Старт!
( Во время перемещения звучит таинственная музыка, воспитатель и его помощник накрывают домик-палатку тёмно-серой тканью, с обозначенным «камнями» входом, раскладывают имитацию шкур животных из искусственного меха, камни, костер).

 

Дети с педагогом заходят в зал, в центре которого стоит детский домик-палатка, и садятся возле него полукругом.

 

 

 

 

Ребёнок показывает камень детям и отдаёт его педагогу.

 

 

– На автобусе, на самолёте, на ракете, на теплоходе и т.п.

 

 

Дети соглашаются

Наблюдают и садятся на стулья, поставленные в 3 ряда друг за другом, спиной к домику.

 

Закрывают глаза.

 

С закрытыми глазами слушают музыку.

– Мы уже переместились, открывайте глаза.

– Дети, я догадалась, куда мы попали. Это далекое прошлое, которое называется «Каменный век». В это время жили Древние люди.
Из-за ширмы появляется древний человек-женщина (переодетый взрослый)._
Дч рассматривает и дотрагивается до детей, говорит удивленно.
– Ой, дети, какие красивые, никогда таких не видела…!? Вы как сюда попали?
В-ль подытоживает ответы детей, говорит, откуда он и дети прибыли.
– Мы хотим с тобой познакомиться, как тебя зовут?
Дч (приветливо улыбаясь):
-Меня зовут Ная. А кто ты? (дотрагивается до воспитателя).
В-ль – Я – Светлана Александровна.
Ная дотрагивается до каждого ребенка и говорит: «А кто ты?»
Ой, а что это с моей пещерой!? Как же я теперь жить тут буду? (печалится).
В-ль – Извини, Ная, это ветер от приземлившейся машины времени повредил твою пещеру, но дети сейчас всё исправят.
– Ребята, давайте закроем вход в пещеру шкурами.
В-ль – Ная, мы всё правильно сделали?
Ная – Да, теперь моя пещера такая же, как раньше.
В-ль – Расскажи нам, пожалуйста, для чего тебе нужно так укрывать свою пещеру, ведь она и так прочная, кругом камень.
Ная – Шкуры животных помогают мне укрыться от дождя, холодного ветра, мороза, хищных зверей. Вы замечательно утеплили моё жилище. Но я так долго была на улице, что очень замерзла!
В-ль – Дети, давайте попробуем согреть Наю, поиграем сами и научим её играть в игру «Воздух, огонь, вода, земля». Сейчас зазвучит весёлая музыка, под которую вы можете танцевать или просто двигаться, как захотите. Когда музыка остановиться, я назову один из сигналов:
– «Земля!» – приседайте на корточки;
– «Воздух!» – поднимайте руки вверх;
– «Вода!» – изображайте волны руками;
– «Огонь!» – кружитесь (воспитатель показывает действия).
(Включается аудиозапись мажорной музыки).
Воспитатель и Ная играют вместе с детьми.
В-ль – Вам понравилась игра?
Ная утвердительно кивает головой, идет к пещере и дрожит, обхватив себя руками.
В-ль – Дети, посмотрите на Наю. Она все ещё не согрелась, что бы ещё придумать? Подскажите!
«Добыча огня»
Заслушав все варианты, педагог предлагает:
– Давайте научим Наю добывать огонь. Вы знаете, как это можно сделать?
Выслушав все ответы детей, воспитатель привлекает детей к себе и ведет их к пещере, где изначально стоит заготовка из веток с электрической переноской внутри.
– Вот и подходящие для костра ветки (указывает на заготовку).
– Сначала, дети, нужно построить очаг – специальное ограждение для костра. Как вы думаете, из чего его можно построить?
– Камни – лучший строительный материал для очага, потому что камень не даст огню выйти и сжечь всё вокруг. Вот как раз нужные нам камни.
Воспитатель берет камень, затем второй…
– Очаг у нас готов. Что будем делать дальше?
– А с помощью чего мы можем разжечь огонь?
– Но у нас и у Наи нет ни спичек, ни зажигалки. Кто из вас знает, как можно ещё добыть огонь?
– Да, добыть огонь можно с помощью камней. Камни способны высекать искры, сильно ударяясь друг о друга.
Ная выносит корзину с камнями:
– У меня много разных камней, берите, только научите меня добывать огонь.
В-ль – Возьмите по 2 камня, но стучать камнями друг о друга следует аккуратно, точно нацеливая один камень на другой, чтобы не ударить по рукам.
– Садитесь вокруг очага, попробуем высечь искры, ударяя одним камнем о другой, и разжечь огонь.

(Помощник после попыток всех детей незаметно включает электрическую переноску).
Ная прыгает от радости вокруг огня, затем хватается за живот:
– Что-то я проголодалась, да и вы, наверное, тоже. Пойду-ка я на рыбалку, рыбки свежей на обед поймаю (идет).
В-ль – Ная, а с помощью чего ты поймаешь рыбу?
Ная – Я буду ловить её руками.
В-ль – Дети, как вы думаете, легко ли будет Нае поймать рыбу руками?
«Древняя рыбалка»
– Ная, обожди немного, сейчас мы тебе сделаем орудие для рыбалки.
– Ребята (привлекает детей к столу с камнями), здесь лежат разные камни. Вам следует внимательно посмотреть, подумать и выбрать среди них один камень, которым можно наколоть, поймать рыбу. А ты, Ная, найди длинную палку.
Ная уходит за пещеру и выносит оттуда палку.
В-ль – Дети подобрали необходимые для рыболовного орудия камни, посмотри.
Воспитатель и Ная поддерживают активность детей вопросами, подводят итог:
– Молодцы, вы правильно выбрали острые, удлиненные, некрупные камни.
В-ль – Теперь у Наи есть длинная палка и острый камень. Чтобы сделать их них рыболовное орудие, необходим ещё один предмет. Как вы думаете, что ещё нужно, чтобы прикрепить камень к палке.
Воспитатель открывает поднос с различными предметами (пуговицы, крышки от банок, пустая пластиковая бутылка, кора деревьев, сосновые шишки, желуди, перья, шерстяная толстая нить).
– Попробуйте отыскать недостающий предмет для рыболовного орудия.

 

Ная уходит за пещеру, взяв с собой камни, палку и нить. Спустя несколько секунд появляется с готовой острогой.

– Я правильно всё сделала?

– А как называется это орудие?
В-ль – Ная, ребята, это орудие называется острога. Как вы думаете, почему его так назвали?

– Вот теперь, Ная, ты сможешь быстро поймать рыбу. Пожелаем Нае удачи!
Ная – Я пойду к дальней реке, там рыбы больше (идет к реке).
Помощник расстилает на полу тканевую речку с маленькими рыбками, в центре кладет щуку, сшитую из ткани с прикрепленной к ней петлей.
Воспитатель предлагает детям помочь Нае рыбачить.
Помощник включает аудиозапись-шум реки.
Ная «рыбачит», попадая острогой в пришитую на щуке петлю с третьего раза, издаёт радостный, победный крик.
В-ль – Теперь у Наи есть рыба, её уже можно кушать?
– Ная, давай сварим рыбный суп, у тебя же найдется немного воды?
Ная – Есть у меня вода, я её после дождя между камней нашла.
Выносит из-за пещеры в прозрачном ведре грязную воду с примесью сухой травы, земли:
– Сейчас я вам суп приготовлю… (ставит ведро с водой возле очага).
Воспитатель, в зависимости от реакции детей либо подытоживает ответы, либо задаёт вопрос, можно ли использовать такую воду для приготовления пищи.
«Очистка воды»
– Дети, что же делать, чистой воды у Наи нет, как можно очистить эту воду?
– Воду можно очистить с помощью фильтра.
– Разделитесь по 3 человека и пройдите за мной в лабораторию, которая есть в нашей машине времени.
Воспитатель подходит к каждому столу и спрашивает детей, что служит фильтром.
Сейчас вы нальёте грязную воду в фильтры, которые стоят на ваших столах, и узнаете, какой из фильтров лучше всего чистит воду. Потом наклеите нужную карточку в пустой 3-й стакан рисунка-подсказки (демонстрирует).
– А ты, Ная, смотри и запоминай, все, что делают дети, учись очищать воду.

Воспитатель и Ная надевают на детей фартуки, воспитатель тем временем объясняет некоторые правила при работе с песком, глиной, камнями, водой:
– аккуратно набирать воду, не разбрызгивая её вокруг;
– не трогать глаза грязными руками;
– не брать воду, песок, глину, камни в рот;
– стараться не перевернуть ёмкости с водой;
– работать дружно, не толкаясь, помогая товарищу, если нужно.
Ная зачерпывает маленьким пластиковым стаканом грязную воду из ведра и наливает каждому ребенку в маленький пластиковый стакан.
Ная берет фильтр с песком, рассматривает очищенную воду, благодарит детей за науку.

 

 

Ная относит воду с фильтром к очагу.
«Древние мукомолы»
Ная выносит в руках целые колосья пшеницы:
– Я собрала эти зерна к обеду, их можно жевать, это вкусно!
В-ль – Дети, а вы кушаете вместе с супом зерна?
– А из чего пекут хлеб?
– Давайте поможем Нае приготовить муку для хлеба, а Ная  нам его испечет.
Ная – А из чего же я приготовлю муку?
В-ль – Да, Ная, дети правы, муку можно приготовить из зерен, но как же это сделать, ребята?
– Ребята, подойдите сюда (привлекает детей к столам, на которых лежат плоские камни и рисовая и гречневые крупы в деревянных туесках). Сейчас мы приготовим муку.
– Один камень должен лежать на столе, на него положите зернышко, а другим камнем посильнее надавливайте на зерно, растирайте его (сопровождается показом воспитателя и Наи).
– Во что превращается зерно?
– Да, наши камни превратились в жернова, и мы с их помощью растерли зерно: получилась мука.
– Во что превратились камни? (уточняет)
Ссыпьте вашу муку в эту чашу (Ная подставляет каждому ребенку по очереди глиняную чашу, незаметно добавляет туда готовой перемолотой крупы, демонстрирует детям).
– Теперь, Ная, у тебя есть мука, чистая вода, рыба. Ты можешь сварить суп и испечь хлеб.
– Но пока ты не ушла готовить обед, я хочу спросить у тебя, ты одна здесь живешь?
Ная – Нет, у меня есть семья: муж и маленькие дети. Просто они сегодня ушли в гости, в другое племя.
В-ль – Ребята, а давайте сделаем для детей Наи игрушки-погремушки!
Ная – У моих детей нет таких игрушек, если вы их сделаете, я буду очень рада! (уходит).
«Древние игрушки»
В-ль Дети, пойдемте со мной (подводит к столам, где лежат материалы для изготовления игрушек).
– Как можно из этих предметов сделать погремушку?
– Да, положите эти камешки в бутылочку из-под йогурта, крепко закрутите пробку.
– Давайте послушаем, как звенят ваши погремушки (предлагает каждому ребенку позвенеть погремушкой).
– Какие у вас получились погремушки?
– Что делает погремушку звонкой?

– Оставьте до прихода Наи погремушки на столе и присядьте на ковер.
«Работа с моделями»
– Ребята, среди древних людей были настоящие художники. Они рисовали на стенах пещер, на скалах черным угольком. Мы тоже нарисовали для Наи рисунки-подсказки, чтобы она запомнила, чему сегодня научилась вместе с нами.
– Давайте вспомним, глядя на рисунки, что мы сегодня узнали, чему научились и научили Древнего Человека.
Воспитатель демонстрирует по очереди модели проведенных на занятии опытов и заданий.

 

 

Выходит Ная, в руках у неё поднос с печеными лепёшками:
– Суп ещё не готов, а хлебом я вас угощу!
В-ль – Но, прежде чем кушать хлеб, давайте протрем руки влажной салфеткой (дает детям салфетки).
Ная – Кушайте, на здоровье!
В-ль – Ребята, давайте подарим Нае погремушки, которые мы сделали, пусть её маленькие дети играют и нас вспоминают!
Ная благодарит детей.
В-ль – Вот тебе, Ная, наши рисунки-подсказки, чтобы ты не забыла, чему сегодня научилась (отдает модели Нае).
Ная благодарит педагога.
– Хорошо в гостях, но дома лучше!
Пора нам собираться,
В обратный путь отправляться.
– Занимайте свои места в машине времени, помашите Нае на прощание.

Воспитатель садится на стул возле клавиатуры.
Ная прощается со всеми и уходит за пещеру.
В-ль – Закрывайте глаза, начинаем обратный отсчет 10, 9, 8, 7…0 Старт!
(включается аудиозапись таинственной музыки, воспитатель и его помощник убирают тканевую накидку и шкуры с домика-палатки, Ная уходит за ширму).
Музыка заканчивается и воспитатель говорит:
– Открывайте глаза.
Солнце клонится к закату,
Прибыли в свой двор ребята.
Где мы были – всем расскажем!
А что делали – покажем!

Открывают глаза и видят пещеру древнего человека (домик-палатку),  шкуры возле него.

 

 

 

 

На машине времени, мы переместились и т.п.

 

 

 

Каждый ребенок называет своё имя.

 

 

Дети вместе с воспитателем укрывают домик, закрывают вход в пещеру.

 

 

Дети могут дополнить рассказ Наи.

 

 

 

 

Повторяют действия за педагогом, придумывают свои движения.

 

Дети играют.

 

– Да, понравилась!

 

Ответы детей.

 

 

 

Всевозможные варианты ответов.

 

 

 

– Из палок, земли, веток, камня и т.п.

 

 

Выкладывают камни вокруг заготовки из веток, садятся вокруг.
– Разжигать огонь, разводить костёр и т. п.
– Спичками, зажигалкой и т. п.
– Быстро покрутить палочку, вернуться назад в наше время и и взять спички, высечь искру камнями и т. д.

 

 

Дети берут по 2 камня.

 

Дети «высекают искры».

 

 

Радуются зажженному огню.

 

 

Дети могут высказать недоумение.
– Нет, нужна удочка, сеть, лодка и т.п.

 

 

Идут к столам и выбирают подходящие камни.

 

 

Отдают камни Нае, объясняют, какие камни они выбрали и почему.

 

 

 

 

Рассматривают предметы, обследуют их.

 

Находят нить и дают её Нае, объясняя при помощи воспитателя, как теперь изготовить орудие.

 

– Да, правильно.

Предложения детей.

– Потому что оно острое, на конце острый камень.

– Удачи, поймай много рыбы и т.п.

 

 

 

Стоят вдоль речки и приговаривают за воспитателем: «Ловись, рыбка, большая и маленькая… Большой побольше, маленькой поменьше».
– Нет, нельзя, её нужно посолить, пожарить, сварить и т.п.

 

 

Обдумывают ситуацию, высказывают несогласие:
– Вода грязная, её нельзя пить и кушать.

 

 

Ответы и предложения детей.

 

К одному столу встают 3 ребенка.

Отвечают: глина, песок, камни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По очереди выливают свою порцию воды в воронку с фильтром, ждут, когда вода пройдет через фильтр, наблюдают за результатом. Дети приклеивают карточку-заготовку с полученным результатом к карточке-модели. Дети приходят к выводу, что фильтр с песком лучше очищает воду и отдают его Нае.
Садятся на ковер.

 

Дети могут сказать, что зерна жевать не стоит, они безвкусные, острые, сухие, жесткие.

– Нет, мы кушаем хлеб.
– Из зерен, из муки и воды и т.п.

– Из зерен, которые ты собрала.

– Размолоть, растереть, размять и т.п.

Выполняют задание.

 

Дети, следуя инструкции и показу, выполняют задание.

– В муку.

 

В жернова.

 

Ссыпают получившуюся муку в чашу, садятся на ковер.

 

 

 

 

Соглашаются.

 

 

Идут к столам.

 

Ответы детей.
Выполняют задание.

По очереди звенят погремушкой.

Звонкие, красивые, веселые и т.п.
Камни.
Делают вывод, что камни издают шум.
Следуют указаниям педагога.

 

 

 

 

С помощью воспитателя припоминают ход занятия, используя модели:
– «Добыча огня с помощью камня»
– «Древняя рыбалка»
– «Очистка воды» (3 модели)
– «Древние мукомолы»
– «Древние игрушки».

 

Подходят к Нае.
Протирают руки.

Кушают лепешки, благодарят Наю.

Берут со стола игрушки и отдают Нае.

 

 

 

 

Садятся на стулья, машут рукой, прощаются.
Закрывают глаза.

 

 

Сидят неподвижно и слушают музыку.

 

Открывают глаза, видят снова обычный домик-палатку.

 

Дети покидают «машину времени», делятся друг с другом впечатлениями, продолжают игровой сюжет по своему сценарию.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website