«В семье – будущий первоклассник!»

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга

Программное содержание:

  • Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
  • Повышение родительской компетентности по вопросам психологической готовности к школе.
  • Расширение возможностей понимания своего ребенка.
  • Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
  • Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.

Ход семинара:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие родители! Наш семинар мне хотелось бы начать с приветствия. Встаньте в круг, пусть каждый, в чьих руках окажется клубочек, передавая его ,скажет приятное слово следующему.

Итог: мы все разные, как и наши дети, но все мы связаны одной нитью, у нас общая задача – подготовить наших детей к школе.

Игра-опрос

Цель: помочь выяснить, насколько хорошо вы знаете своих детей. У вас у всех три листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.

Ответ да – красный цвет.

Ответ нет – зеленый.

Не знаю – синий.

Вопросы:

  • Добрый ли ваш ребенок?
  • Вежливый ли ваш ребенок?
  • Общительный ли ваш ребенок?
  • Щедрый ли ваш ребенок?
  • Внимательный ли ваш ребенок?
  • Правдивый ли ваш ребенок?
  • Отзывчивый ли ваш ребенок?
  • Справедливый ли ваш ребенок?
  • Жизнерадостный ли ваш ребенок?
  • Ответственный ли ваш ребенок?

У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни каждого ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, главным в его жизни становится учеба, образовательная деятельность. Роль семьи в подготовке  ребенка к школе значительна, неоценим и вклад родителей в личностно – мотивационную подготовленность дошкольника  к школьной жизни, их уверенность в успешности своего ребенка.  Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни? Готовы ли вы к тому, что ребенок начинает свой путь к самостоятельности и независимости?

Обсуждение темы: «Школьная готовность ребенка»

Конечно же все родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с ребенком не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности – в играх, в труде, в общении с взрослыми и сверстниками.

Теоретический блок. Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, в школьном возрасте – учебная деятельность. Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии и педагогики как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.

Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор физическая, психологическая,  речевая, социальная, интеллектуальная , хотя уровень их развития может быть разными.  Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики, координации движения. Ребёнок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребёнок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка.

Психологическая готовность ребёнка к школе означает наличие желания учиться, умения внимательно слушать взрослого.

Психологический аспект,  включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностно-социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает: к первому классу у ребёнка должен быть запас определенных знаний : он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; ребёнок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностно – социальная готовность подразумевает следующее: ребёнок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребёнком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых; толерантность; это означает, что ребёнок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; нравственное развитие, ребёнок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

 Эмоционально- волевая готовность ребёнка к школе предполагает: понимание ребёнком, почему он идёт в школу, важность обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе означает наличие у него определённых знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребёнок в шесть-семь лет?

Общее развитие

  • Различать домашних животных от диких, птиц от зверей и разбираться в различиях фруктов от овощей и ягод.
  • Определять части суток, дни недели, количество и названия месяцев, времена года.
  • Разбираться в понятиях «вправо», «влево».
  • Совершать манипуляции с пуговицами.Лепить предметы.
  • Вырезать геометрические фигуры, складывать из них композиции.
  • Рисовать элементарные фигуры.
  • Обладать навыками штрихования.
  • Правильно удерживать ручку при письме.
  • Считать до десяти и обратно.
  • Выполнять графические диктанты по инструкции взрослого и по образцу.
  • Определять пропущенное число в числовом ряду.
  • Называть «соседей числа».
  • Сравнивать предметы по количеству, размеру, цвету, длине.
  • Различать звук и букву, определять гласный и согласный звуки.
  • Придумывать слова с заданным звуком.
  • Подсчитывать количество слогов в слове.
  • Чертить прямые и кривые линии без отрыва руки.
  • Составлять предложения из нескольких слов.
  • Задавать вопрос и отвечать на него.
  • Отгадывать загадки, заучивать и декламировать небольшие стихотворения.
  • Придумывать повествование к иллюстрации.
  • Копировать по образцу печатные буквы.

Проблемные ситуации для родителей

  • Занимаясь в тетради, ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия?
  • Вы купили новую игру – головоломку, пазлы, лего. После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная – ваши действия?
  • Ваш ребенок в подготовительной группе вдруг заявляет, что не хочет идти в школу – ваше отношение к этому?
  • Ребенок не выполняет трудовые поручения – ваши действия?
  • Ребенок не доводит дело до конца – ваша реакция на это?

Игра с родителями  «Добавь свое мнение»

Родителям раздаются карточки с первыми словами предложения, они должны его продолжить.

  • Мой ребенок любит играть …
  • Мой ребенок мечтает о …
  • Мой ребенок в школе …
  • Я хочу, чтобы мой ребенок …
  • Меня волнует в моем ребенке …
  • Положительные черты характера моего ребенка – это …
  • Мой ребенок в детском саду …
  • Дома я своему ребенку читаю …
  • Я думаю, мой ребенок в школе …
  • Я рассказываю своему ребенку о школе …
  • Любимая сказка моего ребенка …
  • Меня радует в моем ребенке …
  • В выходные дни я с ребенком …
  • Я запрещаю своему ребенку …
  • Мой ребенок умеет хорошо …
  • С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок …
  • Мой ребенок любит больше всего …
  • Мой ребенок не умеет …
  • Любимая игрушка моего ребенка …
  • Дома мы играем …
  • Игры могут научить детей…
  • Мне кажется, что моему ребенку …
  • Я считаю, что игра …
  • Любимая игра моего ребенка …
  • Ребенку для игры нужно …
  • Мой ребенок боится …
  • Мой ребенок любит …

А теперь я предлагаю вам определить, какие из задач в процессе подготовки ребенка к школе должны решаться родителями, и какие педагогами детского сада:

  • чтение книг с последующим изучением идеи произведения;
  • развитие творчества через пение, танец, изобразительные способности;
  • привитие интереса и желания к учебе;
  • развитие самостоятельности и ответственности;
  • расширение кругозора;
  • дать знания в системе с последующим усложнением;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие специальных навыков и т.д.

Я очень рада,что вы правильно отметили , что некоторые из этих задач – это наше общее дело. Обеспечение готовности к обучению детей в школе, создание равной стартовой площадки возможно только тогда, когда родители, детский сад и школа заинтересованы в тесном сотрудничестве. Лучше всего начать подготовку к школе  с игр, во время которых ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, а также развивает свои способности. Стремитесь не создавать у ребенка впечатление, что занятия и игры с ним –  смысл вашей жизни, Поэтому играйтесь с ребенком во время приготовления ужина на кухне ,по пути в детский сад, в машине, в автобусе. Занятия должны быть систематическими: 10-15 минут каждый день дадут лучший результат, чем час-два по выходным.

Приложение №1

Рассказывайте ребенку о распорядке дня в школе, о том, чем занимаются во время урока, в каких случаях можно обратится к учителю. Но ни в коем случае не запугивайте  его словами «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником» «Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!»

Поделитесь собственным позитивным опытом школьной жизни, расскажите о смешном случае на уроке. Стремитесь создать у ребенка адекватное, объективное представление о школе и учебе, не идеализировать, и не запугивать будущего ученика.

И напоследок: конечно же мы все хотим ,чтобы наш ребенок был самым умным, самым послушным, самым успешным .Но следует запомнить,что   что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию. Можно заставить ребенка учить уроки, но нельзя заставить его развиваться. Это психологический закон. «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить» – гласит мудрая пословица.

Ну вот, мы и рассмотрели все компоненты школьной готовности, выдвинутые педагогами и психологами. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы, и я попробую ответить на них.

Приложение №2

Буклет для родителей «Игры для детей по дороге домой»

Кто или что может это делать?

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,… Что на что похоже? Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

  • Белый снег похож на…(что?)
  • Синий лед похож на…
  • Густой туман похож на…
  • Чистый дождь похож на…
  • Блестящая на солнце паутина похожа на…
  • День похож на…Что для чего?

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

  • хлеб – в хлебнице,
  • сахар – в сахарнице,
  • конфеты – в конфетнице,
  • мыло – в мыльнице,
  • перец – в перечнице,
  • салат – в салатнице,
  • суп – в супнице,
  • соус – в соуснице.

Вместе веселей!

Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

  • Мама, папа, сын  – что делают?
  • Летит, клюет – кто?
  • Дерево, цветы – что делают?
  • Сидит, стоит – кто?
  • Кошка, собака – что делают?
  • Льется, журчит – что?
  • Шумит, дует – что?

Веселый счет.

Вокруг много одинаковых предметов. Давай их посчитаем. Например: Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов. Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову.

Буклет «Игры с детьми на кухне»

Какой предмет?

В игре можно использовать любые предметы.

Цель – развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.Давай, назовем какой апельсин- холодный или теплый, грязный или чистый, мытый или не мытый, целый, тяжелый.Таким же образом подбираем слова к другим предметам-круглый, оранжевый, вкусный, ароматный, кисло-сладкий, цитрусовый, большой.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.Зеленый – помидор, крокодил, цвет, фрукт… Красное- платье, яблоко, знамя…

Угощаю!

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.

Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.

Игры на развитие грамматического строя

Помощники.

Назови одним словом прибор, с помощью которого: варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире.

Ребёнок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.

Большой – маленький

Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Мама: Я называю большие предметы,а ты их будешь уменьшать.

Булка- булочка, апельсин- апельсинчик, кастрюля- кастрюлечка

Великаны.

Мама:  Я буду называть обыкновенный предмет, а ты предмет- великан.

Нож- ножище, помидор – помидорище, батон – батонище.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website