Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга
Программное содержание:
- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
- Повышение родительской компетентности по вопросам психологической готовности к школе.
- Расширение возможностей понимания своего ребенка.
- Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.
- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
Ход семинара:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие родители! Наш семинар мне хотелось бы начать с приветствия. Встаньте в круг, пусть каждый, в чьих руках окажется клубочек, передавая его ,скажет приятное слово следующему.
Итог: мы все разные, как и наши дети, но все мы связаны одной нитью, у нас общая задача – подготовить наших детей к школе.
Игра-опрос
Цель: помочь выяснить, насколько хорошо вы знаете своих детей. У вас у всех три листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.
Ответ да – красный цвет.
Ответ нет – зеленый.
Не знаю – синий.
Вопросы:
- Добрый ли ваш ребенок?
- Вежливый ли ваш ребенок?
- Общительный ли ваш ребенок?
- Щедрый ли ваш ребенок?
- Внимательный ли ваш ребенок?
- Правдивый ли ваш ребенок?
- Отзывчивый ли ваш ребенок?
- Справедливый ли ваш ребенок?
- Жизнерадостный ли ваш ребенок?
- Ответственный ли ваш ребенок?
У многих родителей поступление ребенка в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный момент в жизни каждого ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе, главным в его жизни становится учеба, образовательная деятельность. Роль семьи в подготовке ребенка к школе значительна, неоценим и вклад родителей в личностно – мотивационную подготовленность дошкольника к школьной жизни, их уверенность в успешности своего ребенка. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни? Готовы ли вы к тому, что ребенок начинает свой путь к самостоятельности и независимости?
Обсуждение темы: «Школьная готовность ребенка»
Конечно же все родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с ребенком не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности – в играх, в труде, в общении с взрослыми и сверстниками.
Теоретический блок. Готовность ребёнка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, в школьном возрасте – учебная деятельность. Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии и педагогики как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии.
Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор физическая, психологическая, речевая, социальная, интеллектуальная , хотя уровень их развития может быть разными. Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребёнок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики, координации движения. Ребёнок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребёнок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка.
Психологическая готовность ребёнка к школе означает наличие желания учиться, умения внимательно слушать взрослого.
Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностно-социальная, эмоционально-волевая.
Интеллектуальная готовность к школе означает: к первому классу у ребёнка должен быть запас определенных знаний : он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; ребёнок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен; должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
Личностно – социальная готовность подразумевает следующее: ребёнок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребёнком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых; толерантность; это означает, что ребёнок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников; нравственное развитие, ребёнок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально- волевая готовность ребёнка к школе предполагает: понимание ребёнком, почему он идёт в школу, важность обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребёнка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определённого времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе означает наличие у него определённых знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определённым комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребёнок в шесть-семь лет?
Общее развитие
- Различать домашних животных от диких, птиц от зверей и разбираться в различиях фруктов от овощей и ягод.
- Определять части суток, дни недели, количество и названия месяцев, времена года.
- Разбираться в понятиях «вправо», «влево».
- Совершать манипуляции с пуговицами.Лепить предметы.
- Вырезать геометрические фигуры, складывать из них композиции.
- Рисовать элементарные фигуры.
- Обладать навыками штрихования.
- Правильно удерживать ручку при письме.
- Считать до десяти и обратно.
- Выполнять графические диктанты по инструкции взрослого и по образцу.
- Определять пропущенное число в числовом ряду.
- Называть «соседей числа».
- Сравнивать предметы по количеству, размеру, цвету, длине.
- Различать звук и букву, определять гласный и согласный звуки.
- Придумывать слова с заданным звуком.
- Подсчитывать количество слогов в слове.
- Чертить прямые и кривые линии без отрыва руки.
- Составлять предложения из нескольких слов.
- Задавать вопрос и отвечать на него.
- Отгадывать загадки, заучивать и декламировать небольшие стихотворения.
- Придумывать повествование к иллюстрации.
- Копировать по образцу печатные буквы.
Проблемные ситуации для родителей
- Занимаясь в тетради, ваш ребенок постоянно встает, отвлекается, бегает за игрушкой. Ваши действия?
- Вы купили новую игру – головоломку, пазлы, лего. После неудачи ребенок бросает игру, говорит, что она неинтересная – ваши действия?
- Ваш ребенок в подготовительной группе вдруг заявляет, что не хочет идти в школу – ваше отношение к этому?
- Ребенок не выполняет трудовые поручения – ваши действия?
- Ребенок не доводит дело до конца – ваша реакция на это?
Игра с родителями «Добавь свое мнение»
Родителям раздаются карточки с первыми словами предложения, они должны его продолжить.
- Мой ребенок любит играть …
- Мой ребенок мечтает о …
- Мой ребенок в школе …
- Я хочу, чтобы мой ребенок …
- Меня волнует в моем ребенке …
- Положительные черты характера моего ребенка – это …
- Мой ребенок в детском саду …
- Дома я своему ребенку читаю …
- Я думаю, мой ребенок в школе …
- Я рассказываю своему ребенку о школе …
- Любимая сказка моего ребенка …
- Меня радует в моем ребенке …
- В выходные дни я с ребенком …
- Я запрещаю своему ребенку …
- Мой ребенок умеет хорошо …
- С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок …
- Мой ребенок любит больше всего …
- Мой ребенок не умеет …
- Любимая игрушка моего ребенка …
- Дома мы играем …
- Игры могут научить детей…
- Мне кажется, что моему ребенку …
- Я считаю, что игра …
- Любимая игра моего ребенка …
- Ребенку для игры нужно …
- Мой ребенок боится …
- Мой ребенок любит …
А теперь я предлагаю вам определить, какие из задач в процессе подготовки ребенка к школе должны решаться родителями, и какие педагогами детского сада:
- чтение книг с последующим изучением идеи произведения;
- развитие творчества через пение, танец, изобразительные способности;
- привитие интереса и желания к учебе;
- развитие самостоятельности и ответственности;
- расширение кругозора;
- дать знания в системе с последующим усложнением;
- развитие мелкой моторики;
- развитие специальных навыков и т.д.
Я очень рада,что вы правильно отметили , что некоторые из этих задач – это наше общее дело. Обеспечение готовности к обучению детей в школе, создание равной стартовой площадки возможно только тогда, когда родители, детский сад и школа заинтересованы в тесном сотрудничестве. Лучше всего начать подготовку к школе с игр, во время которых ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, а также развивает свои способности. Стремитесь не создавать у ребенка впечатление, что занятия и игры с ним – смысл вашей жизни, Поэтому играйтесь с ребенком во время приготовления ужина на кухне ,по пути в детский сад, в машине, в автобусе. Занятия должны быть систематическими: 10-15 минут каждый день дадут лучший результат, чем час-два по выходным.
Приложение №1
Рассказывайте ребенку о распорядке дня в школе, о том, чем занимаются во время урока, в каких случаях можно обратится к учителю. Но ни в коем случае не запугивайте его словами «Вот пойдешь в школу, там тебе… Ты, наверное, будешь двоечником» «Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!»
Поделитесь собственным позитивным опытом школьной жизни, расскажите о смешном случае на уроке. Стремитесь создать у ребенка адекватное, объективное представление о школе и учебе, не идеализировать, и не запугивать будущего ученика.
И напоследок: конечно же мы все хотим ,чтобы наш ребенок был самым умным, самым послушным, самым успешным .Но следует запомнить,что что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию. Можно заставить ребенка учить уроки, но нельзя заставить его развиваться. Это психологический закон. «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить» – гласит мудрая пословица.
Ну вот, мы и рассмотрели все компоненты школьной готовности, выдвинутые педагогами и психологами. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы, и я попробую ответить на них.
Приложение №2
Буклет для родителей «Игры для детей по дороге домой»
Кто или что может это делать?
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,… Что на что похоже? Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
- Белый снег похож на…(что?)
- Синий лед похож на…
- Густой туман похож на…
- Чистый дождь похож на…
- Блестящая на солнце паутина похожа на…
- День похож на…Что для чего?
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
- хлеб – в хлебнице,
- сахар – в сахарнице,
- конфеты – в конфетнице,
- мыло – в мыльнице,
- перец – в перечнице,
- салат – в салатнице,
- суп – в супнице,
- соус – в соуснице.
Вместе веселей!
Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
- Мама, папа, сын – что делают?
- Летит, клюет – кто?
- Дерево, цветы – что делают?
- Сидит, стоит – кто?
- Кошка, собака – что делают?
- Льется, журчит – что?
- Шумит, дует – что?
Веселый счет.
Вокруг много одинаковых предметов. Давай их посчитаем. Например: Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов. Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову.
Буклет «Игры с детьми на кухне»
Какой предмет?
В игре можно использовать любые предметы.
Цель – развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.Давай, назовем какой апельсин- холодный или теплый, грязный или чистый, мытый или не мытый, целый, тяжелый.Таким же образом подбираем слова к другим предметам-круглый, оранжевый, вкусный, ароматный, кисло-сладкий, цитрусовый, большой.
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.Зеленый – помидор, крокодил, цвет, фрукт… Красное- платье, яблоко, знамя…
Угощаю!
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.
Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
Игры на развитие грамматического строя
Помощники.
Назови одним словом прибор, с помощью которого: варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду, выжимают сок, убирают в квартире.
Ребёнок: Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная машина, соковыжималка, пылесос.
Большой – маленький
Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Мама: Я называю большие предметы,а ты их будешь уменьшать.
Булка- булочка, апельсин- апельсинчик, кастрюля- кастрюлечка
Великаны.
Мама: Я буду называть обыкновенный предмет, а ты предмет- великан.
Нож- ножище, помидор – помидорище, батон – батонище.