В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”), построение образовательной деятельности должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Особенностью детей, имеющих тяжелые нарушения речи, является отставание в поэтапном развитии разных видов мышления. Дети, посещающие группы компенсирующей направленности, в старшем дошкольном возрасте, как правило, обладают развитым наглядно-действенным мышлением, в то время как наглядно-образное и словесно-логическое мышление существенно отстают в своём развитии. Ситуация часто осложняется недостаточностью знаний и представлений об окружающем, ограниченностью социальных представлений, которые в большинстве случаев ограничиваются обиходно-бытовой ситуацией, а также другими социально обусловленными факторами. Поэтому приоритетным наряду с формированием разных компонентов речевой функциональной системы является обогащение чувственного опыта, а также знаний и представлений об окружающем.
Одним из тяжёлых нарушений речевого развития детей является общее недоразвитие речи (ОНР). Логопедическая работа по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста ведётся параллельно в нескольких направлениях, в том числе по коррекции нарушений звукопроизношения, где основной трудностью является автоматизация поставленного звука в свободной связной речи.
Автоматизация звука, с точки зрения ВНД, есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – слова и фразы. С физиологической точки зрения этап автоматизации звуков представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Существенную роль в автоматизации поставленных звуков играет процесс формирования навыка самоконтроля, который может быть реализован путём
а) работы по формированию и развитию слухового и фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа;
б) постепенного введения в работу упражнений, требующих наряду с проговариванием автоматизируемого звука параллельного выполнения иной познавательной (интеллектуальной) задачи, т.е. заданий, требующих распределения внимания;
в) распределения внимания на материале упражнений, которые, наряду с правильным произнесением звука, направлены на решение той или иной задачи, связанной с анализом звукового состава речи (формирование умения «думать наперёд»). Приложение 1.
Следовательно, наиболее тщательно должна проводиться работа на предшествующем этапе, т. е. на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков.
На этапе автоматизации звуков учителя-логопеды довольно часто используют наглядные модели, которые позволяют не только разнообразить процесс обучения, но и делают задания более занимательными, помогают поддерживать интерес ребёнка. Одним из вариантов является использование звуковых таблиц. Многолетний опыт работы показывает, что использование пособий, которые в первую очередь позволяют решать несколько образовательных задач, т.е. многофункциональных пособий, оказывается значительно более результативным, поскольку позволяет ребёнку обследовать, изучать, экспериментировать, формируют любознательность. В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения – т. е. средством привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать.
Работа со звуковыми таблицами способствует не только привлечению внимания и сохранению работоспособности, но и, обогащая знания и представления детей об окружающем мире, вызывает устойчивый интерес к его многообразию. В этом случает мы, действительно, можем говорить о формировании познавательного интереса (любознательности). Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности- один из принципов ФГОС ДО.
Использование звуковых таблиц вариативно на этапе автоматизации звука. Так, в разные периоды автоматизации возможно использование в направлении
- развития (обогащения, уточнения, активизации) словаря
– Назови живые предметы (неживые) предметы.
– Называй предметы парами таким образом, чтобы у “живого” предмета был “неживой”
– Назови слово-признак к каждой картинке (например, серый сЛон, горький Лук, хищный крокодиЛ)
– Что предмет может делать? (Назвать действия предмета)
– Закрой фишками только те картинки, которые можешь назвать.
- совершенствования грамматического строя речи (словоизменение и словообразование)
– Про какие предметы можно сказать МОЙ, МОЯ?
– Назови предмет “ласково”
– Ставь на каждый предмет фишку (или обводи карандашом, раскрашивай) и добавляй к называемому предмету сначала фразу «Я встаЛ(а), Я рисую, я вижу, у меня нет»
– О каких предметах можно сказать ОН, ОНА, ОНИ, ОНО
– Один – много, много – один
– Надели цветные очки, стало все розовое (желтое, белое)
– Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один сЛон, два сЛона, пять сЛонов ;
– Что из дерева? Металла? Пластмассы?
- развития связной речи (фразы, предложения, небольшие рассказы, рассказы с элементами творческого рассказывания)
– С любым словом (названием предмета) составь предложение
– Составь предложение, используя сразу два слова из таблицы.
- закрепление навыков фонематического анализа
– Назови все предметы верхней строчки. Какой звук встречается в словах чаще всего?
– Назови все предметы первого столбика. Какой звук встречается в словах чаще всего?
– Назови слова, в которых звук находится в начале слова (в конце, в середине).
- закрепление навыков слогового анализа
– Название какого предмета – самое длинное (короткое) слово?
– Назови все слова, в которых 1 слог (2, 3)
- развитие психических процессов (мышления, слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации)
– Назови, что находиться в правом верхнем углу, в нижнем левом углу, в правом нижнем углу и т. д. Назови картинку в верхнем ряду, вторую по счету и т. д.
– Закрой две верхних строчки. Назови по памяти все картинки. Закрой два первых столбика. Назови по памяти все картинки
– Назови все предметы по порядку “змейкой”, начиная с…
– Назови предмет, который находится между, над …., под… и т.д.
- развитие графических навыков
– В пустой ячейке нарисуй любой предмет, в названии которого есть звук..
– Заштрихуй (раскрась) предмет. Приложение 2.
- Возможно использование звуковой таблицы в качестве настольно-печатной игры для автоматизации звуков. Варианты игр:
– «У кого больше?» По-очереди бросая игральный кубик, закрываем фишками предметные изображения на выбор, называя их. Выигрывает тот, чьих фишек окажется больше.
– «Называйка». Закрытые фишками предметные изображения открываем, по очереди бросая игральный кубик. Забираем только те фишки, картинки под которыми сумели назвать правильно. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
– «Колдовалки». Чтобы звук «лучше прилипал к языку» ребёнок называет и показывает вслед за логопедом по 2-4 картинки.
– «Самый умный». За отведенное время (песочные часы, таймер) назвать предметы из звуковой таблицы по описанию логопеда.
– Игра на фишки (у кого больше?). Найти предмет, название которого начинается с заданного слога.
Приложение 3.
Звуковая таблица – таблица, созданная в формате MicrosoftPowerPoint. В каждой ячейке расположена одна картинка – предмет или изображение явления (молния, радуга и т.п.), в зависимости от задач конкретного задания могут быть пустые ячейки. Изображения могут быть чёрно-белыми для того, чтобы ребенок самостоятельно мог раскрашивать, а цветные изображения способствуют формированию наиболее полноценного представления о предмете или явлении. Изображения могут быть знакомыми, однако для обогащения словаря возможно использование малознакомых и даже недоступных для непосредственного восприятия в бытовом общении предметов.
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, чем в обычных воспитательных мероприятиях. Звуковые таблицы позволяют разнообразить работу по автоматизации звуков в речи, тем самым оптимизируя процесс и повышая её эффективность.
Информационные ресурсы
- http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf
- Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: «Владос», 1998г.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.: «Владос», 1997г.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда./ под ред. В.И. Селивёрстова.- М.: «Владос», 1997г.
Приложение 1
Игры, упражнения, задания, направленные на автоматизацию звука в связной (спонтанной) речи, а также формирование навыка самоконтроля.
Задания направлены на распределение внимания в тот момент, когда перед ребенком ставится 2 – 3 задачи. Одной из задач при выполнении всех перечисленных ниже заданий является автоматизация звука в словах, предложениях, связной (спонтанной) речи.
Задания предложены в порядке возрастающей сложности.
- «Кнопочки»
Ребенок, нажимая на «кнопки» с заданными параметрами, произносит слоги с автоматизируемым звуком.
- «Коллаж»
На листе бумаги наклеены изображения предметов, относящихся к разным видовым и родовым обобщениям, но при этом в названии каждого из них содержится отрабатываемый в произношении звук. Ребенку предлагается отыскать среди картинок ту, на которой изображен предмет, к примеру, мебели (кРовать).
- «Повтори слово»
При автоматизации звука в словах ребенку задаются дополнительные вопросы к проговариваемым словам. Например, какое из этих слов обозначает предмет одежды?
- «Звуковая дорожка»
Ребенок, выкладывая «дорожку» из пуговиц по шаблону, припоминает слова с отрабатываемым в произношении звуком.
- Рассказы с вопросами к тексту.
- Рассказы с картинками
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. В двух частях. М., «Просвещение», 1995 год.
- «Подскажи словечко»
Логопедом подбираются стихотворения, договаривание слов «в рифму» в которых, требует проговаривания автоматизируемого звука.
——————————————————–
- «Четвертый лишний»
Изображения 3 – 4 предметов, в названии каждого из них содержится автоматизируемый звук. «Лишним» может оказаться любой из этих предметов, но исключение осуществляется по разным признакам. Возможны варианты.
- «Чего не хватает?»
Изображения или игрушки, в названии которых есть автоматизируемый звук.
- «Замочная скважина»
Ребенку необходимо узнать предмет по изображенной его части, назвать его, правильно произнеся автоматизируемый звук.
- «Разрезная картинка»
- «Наложения контуров»
В названии предмета – автоматизируемый звук.
- «Что к чему подходит?»
Логопед предлагает ребенку подобрать картинки «что к чему подходит». При этом «пары» картинок объединяются не только обобщением, к которому они относятся: ябЛоко и тареЛка, Шапка и Шарфик, птиЧка и ветоЧка.
——————————————————–
- «Вопрос – крючок» (одежда, прическа, действия и т. д.)
Вне ситуации занятия ребенку задаются вопросы, требующие назвать предмет, его признак или действие. При проговаривании слова необходимо воспроизвести автоматизируемый звук.
- «Как называется …?/ Загадалки»
Педагогом описывается предмет. Ребенок угадывает и называет его. (Не загадки!)
Приложение 2
Задания для детей при работе со звуковыми таблицами
- Назови живые предметы (неживые) предметы
- Называй предметы парами таким образом, чтобы у “живого” предмета был “неживой”
- Назови слово-признак к каждой картинке (например, серый сЛон, горький Лук, хищный крокодиЛ)
- Что предмет может делать? (Назвать действия предмета)
- Про какие предметы можно сказать МОЙ, МОЯ?
- Назови предмет “ласково”
- Ставь на каждый предмет фишку (или обводи карандашом, раскрашивай) и добавляй к называемому предмету сначала фразу «Я встаЛ(а), Я рисую, я вижу, у меня нет»
- О каких предметах можно сказать ОН, ОНА, ОНИ, ОНО
- Один – много, много – один
- Надели цветные очки, стало все розовое (желтое, белое)
- Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один сЛон, два сЛона, пять сЛонов ;
- Что из дерева? Металла? Пластмассы?
- С любым словом (названием предмета) составь предложение
- Составь предложение, используя сразу два слова из таблицы.
- Назови все предметы верхней строчки. Какой звук встречается в словах чаще всего?
- Назови все предметы первого столбика. Какой звук встречается в словах чаще всего?
- Назови слова, в которых звук находится в начале слова (в конце, в середине).
- Название какого предмета – самое длинное (короткое) слово?
- Назови все слова, в которых 1 слог (2, 3)
- Назови, что находиться в правом верхнем углу, в нижнем левом углу, в правом нижнем углу и т. д. Назови картинку в верхнем ряду, вторую по счету и т. д.
- Закрой две верхних строчки. Назови по памяти все картинки. Закрой два первых столбика. Назови по памяти все картинки
- Назови все предметы по порядку “змейкой”, начиная с…
- Назови предмет, который находится между, над …., под… и т.д.
- В пустой ячейке нарисуй любой предмет, в названии которого есть звук..
- Заштрихуй (раскрась) предмет.
Приложение 3
Варианты игровых заданий с использованием звуковых таблиц
– «У кого больше?» По очереди бросая игральный кубик, закрываем фишками предметные изображения на выбор, называя их. Выигрывает тот, чьих фишек окажется больше.
– «Называйка». Закрытые фишками предметные изображения открываем, по очереди бросая игральный кубик. Забираем только те фишки, картинки под которыми сумели назвать правильно. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
– «Колдовалки». Чтобы звук «лучше прилипал к языку» ребёнок называет и показывает вслед за логопедом по 2-4 картинки.
– «Самый умный». За отведенное время (песочные часы, таймер) назвать предметы из звуковой таблицы по описанию логопеда.
– Игра на фишки (у кого больше?). Найти предмет, название которого начинается с заданного слога.
Подготовила учитель-логопед Власова Н.А.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района
«Детский сад комбинированного вида №9 «Подснежник»