«Волшебный мир пальчиковых игр»

Доклад.

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.  Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» ,а М.Монтессори  утверждала «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»  и т.к. мы все мечтаем, чтобы наши дети были умными и талантливыми., мы заинтересованы развивать общую и мелкую моторику ребёнка с самого раннего возраста. В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с 3-х месячного возраста, некоторые специалисты советуют с 6-7 месяцев. Начинать с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев.  Заниматься нужно ежедневно около 5 минут.

Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.( Мизинец- сердце, безымянный палец- печень(почки), средний- кишечник, указательный- желудок, большой – голова). Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение  организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Что же происходит когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1.Стимулируется и развивается речь.
2.Создаются благоприятный, эмоциональный фон, развивается умение подражать взрослому,  дети учатся вслушиваться и понимать смысл речи.
3.Ребенок учится концентрировать и распределять своё внимание.
4. Усиливается контроль за выполняемыми движениями при сопровождении их стихотворными строчками.
5.Развивается память ребенка, воображение и фантазия.
6.В результате освоения воображения пальцы приобретут силу, гибкость и подвижность, которые в дальнейшем облегчат овладение навыком письма.
Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.
Пальчиковые игры – как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Для проведения пальчиковых игр используются следующие приемы:
•систематичность проведения игр и упражнений.
•последовательность – (сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно.) Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
•все игры  должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
• недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.

  1. Пальчиковые игры с предметами
  2. Активные игры со стихотворным сопровождением
  3. Игры манипуляции
  4. Пальчиковые кинезиологические игры
  5. Пальчиковые игры с элементами самомассажа
  6. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением

Итак первый вид- пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Группа игр с предметами.
а) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.);
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
б) игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:
• выполнить узор после выкладывания его взрослым;
• по конечному результату (образцу);
• по уменьшенной схеме;
• по словесной инструкции;
в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:
нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности);
• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»;
• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно;
• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);
• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);
• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;
складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям;
нанизывание колец на тесьму, стержень;
• пальчиковый театр или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик, теневой театр.
•бумажные колпачки и крышки от бутылок.(можно стучать тихо-громко, шуршать, катать, скрипеть)
• выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;
• «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев.
• упражнения с поролоновыми губками(сжимание- разжимание, «Утята», «Бабочка», «Бантик», «Лягушка», «Резинка», «Колбаска», «Секрет» .
•чудесный мешочек.
•игры с бумагойспособствуют развитию устойчивости зрительного внимания, воображения, а также активизируют работу пальцев.«Закопай игрушку в сугроб»,«Огород», «Обрывание бумаги», «Выгладим платочек для мамы и для дочки»; аппликация и оригами, лепка из пластилина и глины.

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением побуждают детей к творчеству , в стихотворной форме они  запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке. Часто мы используем данный вид игр на занятиях. В одну такую игру  коллеги мы сейчас  с вами поиграем. «В гости к кошке».

1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать.
(загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(Показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(По ладошке перебирая пальчиками
продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу!
(Как кошка царапать пальчиками ладошку,
а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)
«Куклы на пальчиках». Нарисовать на картоне верхнюю часть туловища героя без ножек, вырезать 2 отверстия для указательного и среднего пальца, пальцы дорисовать красками на водной основе (туфли, сапожки, копытца и т.д.)

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр.«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире»,

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр( показ на слайд), также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки (показ на слайд) также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми. Используются в вечернее время, в виде досугов.

Следующий вид – это Пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга»
Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе с нами несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем,  по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т.д.Игры используются на занятиях физкультурой, утренней гимнастики, гимнастики после сна.

Итак, приступим к рассмотрению следующего вида- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. На слайде представлены некоторые названия игр. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. Часто такие игры используем на музыкальных занятиях.
Игра “У жирафов”, «Испеки нам пироги, бабушка Маруся»

Полезна гимнастика для пальцев ног.  «Пляска», «Волна», «Забор», «Вверх- вниз». Ножное письмо(буквы, цифры, геометрические фигуры) с карандашом и без, «Истории в следах( По обоям на полу, по песку)»
И еще много- много игр вы можете сами придумывать, фантазировать, обыгрывать любую сказку, стихотворение.

Находясь в волшебном мире пальчиковых игр я заметила, что детям он очень нравится. Замкнутые дети начинают раскрываться, а те, кто плакал, забывают про слезы.

Заключительная часть.
Моё выступление я хочу закончить небольшим стихотворением.

Две руки
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
В наших руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.

 

 

Анкета для родителей-участников встречи в клубе
«Школа молодой семьи»
1.Насколько вы удовлетворены  сегодняшней  встречей?
(нужное подчеркнуть)
-полностью удовлетворен
-частично
-неудовлетворен
2.Что произвело наибольшее впечатление?
__________________________________________________________________
3. Что не понравилось?

4.Закончите, пожалуйста, предложение:
-развитие движения руки – это
__________________________________________________________________
-я узнала, что игры по развитию движений руки  можно проводить
__________________________________________________________________
5.Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?
-да
-не знаю
-нет
6.Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?
-да
-не знаю
-нет
7.Ваши предложения и пожелания ведущим:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

 

Подготовила воспитатель I категории Кошурникова В.А.,
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад N104 «Бэлэкэч».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Website