Я в мире людей

Программа социального – личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Автор: Курилова О.А., педагог-психолог, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад N7 «Сказка», п. Мостовской.

Пояснительная записка

Данная программа является составной частью проекта социализации воспитанников детского сада и предполагает работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях.

Эти особенности ребенка – дошкольника особенно ярко проявляются при поступлении в школу, когда меняется социальный статус ребенка, возникают новые социальные отношения. Если в дошкольном возрасте не созданы условия для полноценной социализации, отсутствует целенаправленное социальное развитие, велика вероятность проявления у ребенка социальной дезадаптации.

Это дает нам основание считать разработанную нами программу развивающе-профилактической.

Одну из главенствующих позиций в социальном развитии занимает усвоение представлений о нормах морали, регулирующих отношения ребенка к окружающим людям, к самому себе. Но одного знания норм и правил недостаточно для того, чтобы они стали средством саморегуляции реального поведения ребенка.

При разработке содержания программы автор ориентировалась на положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать свое поведение.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития социальных эмоций. У детей лучше, чем у взрослых развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у детей эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку путем опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению. Содержание программы обеспечивает накопление такого опыта ребенком.

Существует достаточное количество программ и методических разработок по социальному развитию дошкольников (Р.Р. Калинина, С.В. Крюкова, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, С.Н. Семенака, С.В. Коноваленко и др).

Практически все они ориентированы на развитие навыков взаимодействия со сверстниками. И это понятно – сама форма организации занятий подразумевает практическое взаимодействие детей друг с другом. И данная программа не является исключением. Но в отличии от других программ, в ее содержание входит обогащение представлений детей о мире взрослых, освоение навыков взаимодействия со взрослыми. Мы считаем это важным, так как для дошкольников характерна недостаточная сформированность представлений о мире взрослых, адекватной оценки своего места в этом мире. Часто опыт взаимодействия ребенка с взрослыми людьми ограничивается его общением с ближайшим окружением: родителями (или только одним из них), воспитателями  группы детского сада. Попадая в другие социальные условия, ребенок затрудняется в установлении коммуникации со взрослыми, особенно если эти взрослые не соответствуют его привычным представлениям.

Исходя из этого было решено включить в программу блок занятий «Мир взрослых».

При разработке программы большое внимание мы уделили развитию у детей чувства общности, навыков совместной деятельности, сотрудничества. Но для успешной социализации необходимы и навыки автономного поведения: самостоятельность, способность противостоять негативному влиянию среды. Особенно это актуально сейчас, когда обострилась криминальная ситуация в обществе (терроризм, кинднейпинг, молодеющие с каждым годом алкоголизм и наркомания) и все чаще дети дошкольного возраста становятся жертвами криминальных элементов, скованные страхом, а иногда просто доверяя любому встречному человеку.

Конечно, чувство доверия – одно из базовых чувств, и в нашей программе уделено большое место его развитию. Но реалии сегодняшнего дня не позволяют нам воспитывать у детей безграничное доверие ко всем окружающим ребенка людям. Цель воспитания «безопасного» поведения – не запугать ребенка, а внушить ему уверенность в собственных возможностях, вооружить его элементарными навыками противодействия негативным факторам.

Цель программы:

сформировать у воспитанников готовность к вхождению в социум.

Задачи:

  • Развитие социальной компетентности.
  • Формирование представлений о социальном мире и своем месте в нем.
  • Обеспечение социально-эмоционального благополучия через позитивное самовосприятие.
  • Воспитание социальных чувств, эмоционально-оценочных отношений к окружающей действительности.
  • Развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
  • Формирование эмоциональной и поведенческой саморегуляции.
  • Развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Развитие гибкости поведения, способности адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях.
  • Формирование активной позиции во взаимодействии с миром, социальной устойчивости.
  • Развитие эмпатии и децентрации.

Данные задачи выступают как показатели результативности работы с детьми по программе.

Методические приемы, используемые в программе:

  • Развивающие игры (словесные, подвижные, имитационные).
  • Психогимнастика.
  • Рисование (тематическое и свободное).
  • Социально-поведенческий тренинг.
  • Моделирование проблемных ситуаций и выхода из них.
  • Беседы с детьми.
  • Использование художественных произведений, сказочных сюжетов.

В содержании занятий использованы игры и упражнения отечественных и зарубежных авторов (О. Хухлаева, О. Хухлаев, Р. Калинина, Н. Клюева, Н. Кряжева, Н. Климина, М. Сигимова, Н. Фопель, П. Альбум), а также авторские находки.

Рекомендуемое число занятий: 20.

Занятия являются комплексными как по поставленным задачам, так и по используемым средствам развивающей работы.

Периодичность занятий: два раза в неделю в течение двух с половиной месяцев или раз  в неделю в течение пяти месяцев.

Продолжительность занятий: 30-35 минут.

В занятиях принимают участие все дети возрастной группы. Из их числа формируются подгруппы с количественным составом 8-10 человек. При формировании подгрупп учитывается социальный статус детей в группе.

Содержание программы.

ТемаЗадачиНаименование форм работы
1. Кто я? Какой я?Формирование представлений о себе. Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности. Своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости. Развитие позитивного самовосприятия.
  • Игра «Эхо»
  • Беседа «Чем мы отличаемся, чем похожи»
  • Упражнение «Найди пару»
  • Игра «Художник»
  • Рисование «Автопортрет»
  • Игра «Угадай, кто это?» (по рисункам)
  • Игра «Услышь свое имя»
2. Мое
настроение
Осознание своего настроения, его многообразия. Развитие навыков самоконтроля. Обучение социально приемлемым способам выражения своего настроения
  • Упражнение «Музыкальная загадка».
  • Рисование «Радость и грусть»
  • Психогимнастика  – этюды «Мне грустно», «Мне весело», «Обида», «Радость»
  • Упражнение «Мое настроение»
  • Упражнение «Дерево настроений»
  • Игра «Школа улыбок»
  • Пение песни «Улыбка»
3. Настроение других людейРазвитие способности распознавать настроение других людей по мимике и пантомимике. Обучение выражению своего эмоционального состояния художественными приемами.
  • Упражнение «Угадай настроение» (с использованием пиктограмм)
  • Испорченный видеомагнитофон.
  • Психогимнастика. Этюды «Новая кукла», «Баба Яга», «В лесу», «Фокус»
  • Игра «Общее настроение»
  • Игра «Мы танцуем»
  • «Рисуем настроение»
4. Волшебная страна пониманияОзнакомление с интонированием, как средством коммуникации. Развитие внимательности к другим людям, эмпатии.
  • Сказка «Волшебная страна»
  • Беседа «как мы говорим»
  • Интонационные этюды (произнесение фразы с разной интонацией: весело, грустно, радостно, удивленно и т.д.)
  • Игра «Кто тебя позвал, узнай»
  • Изготовление масок
  • Игра «Маски»
5. Герои любимых сказок (мультфильмов)Знакомство с моральными чертами характера. Дать понятие о парности нравственных качеств. Развитие соображения.
  • Игра «Назови героя» (называние героев знакомых сказок, обладающих чертой характера, названной ведущим)
  • Психогимнастика. Этюды «Буратино», «Карабас-Барабас», «Золушка», «Ребята, давайте жить дружно»
  • Игра «Сказки на новый лад (придумывание конца или нового сюжета)
  • Игра «Гномы и великаны»
  • Рисование «Мой любимый герой»
6. Добрые и злые волшебникиРаскрытие сущности полярных понятий «добро» и «зло». Развитие оценочного суждения. Обучение конструктивным способам. Снятие напряжения связанного с чувством злости.
  • Игровая ситуация «Два волшебника»
  • Беседа «Кого называют добрым, кого называют злым»
  • Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда». Обсуждение просмотра.
  • Психогимнастика «Добрые волшебники» и «Злые волшебники»
  • Игра «Дракон»
  • Поведенческий тренинг «Как справиться с гневом» а) потопать ногами, б) надуть шарик злостью.
  • Рисование на тему «Добрый и злой»
7. Мои хорошие и плохие поступкиОсознание черт своего характера, мотивов собственных поступков. Развитие адекватной самооценки, самоконтроля, произвольности поведения.
  • Игра «Наоборот»
  • Беседа «Хорошие и плохие поступки» (дети по очереди рассказывают сначала о хороших поступках, которые совершели в последнее время, потом о плохих).
  • Упражнение «Мешочки с плохими поступками»
  • Упражнение «Продолжи фразу» (метод незаконченных предложений) Например, «Когда меня обижают, я …», «Я люблю, когда …»
  • Игра «Волшебные слова»
  • Игра «Пожалуйста»
8. Я, ты, он, онаРазвитие чувства принадлежности к группе сверстников. Получение опыта позитивного взаимодействия.
  • Упражнение «Проводник с именем»
  • Игра «Похвалилки»
  • Игра «Менялки»
  • Игра «Опиши друга»
  • Игра «Что изменилось»
  • Игра «Поварята»
  • Игра «Клубочек»

Задание для работы в группе: создание коллажа «Наша группа»

9. Девочки и мальчикиРазвитие интереса и уважительного отношения к детям противоположного пола. Освоение навыков поло-ролевого поведения. Развитие саморегуляции.
  • Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»
  • Игра «Я знаю пять имен» -мальчиков, -девочек, – игры мальчиков и девочек, -игрушки мальчиков, девочек, – предметы одежды.
  • Слушание песни «Из чего же …»
  • Моделирование и разрешение проблемных ситуаций: – девочке не хватило стула, – мальчик ударил девочку, -девочка дразнит мальчика.
  • Упражнение «Молодец и умница»
  • Подвижная игра «Стрижи и ласточки»
10. Я и мои друзьяРаскрытие сущности понятий «друг» и «дружба». Расширение опыта позитивного взаимодействия.
  • Ритмическая игра «Я и мои друзья!»
  • Чтение рассказа Толстого «Два товарища». Анализ прочитанного (как бы ты поступил)
  • Упражнение «Закончи фразу» «Друг всегда…», «Друг никогда….» (метод незаконченных предложений)
  • Игра «Газета»
  • Игра «На мостике»
  • Рисование «Портрет лучшего друга»
11. Если вы поссорилисьОбучение анализу причин конфликтных ситуаций, конструктивным способам их разрешения. Развитие саморегуляции.
  • Игра «Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай»
  • Чтение стихотворения «Поссорились»
  • Беседа «Почему люди ссорятся?»
  • Упражнение «Драка» (на расслабление)
  • Игра «Руки знакомятся, руки мирятся»
  • Игра «Обзывалки»
12. Веселое путешествиеРасширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия.
  • Упражнение «Опиши друга»
  • Игра «Ладонь в ладонь» (усложненный вариант с препятствиями»
  • Игра «Змейка»
  • Подвижная игра «Тропинка»
  • Игра «Встреча»
  • Игра «Лабиринты»
  • Тренинг взаимодействия «Наш общий дом»
  • Упражнение «Подарки»
13. Вместе веселееРасширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия.
  • Игра «Гусеница»
  • Игра «Небоскреб»
  • Игра «Двое с одним мелком»
  • Игра «Жмурки с колокольчиком»
  • Игра «Что нового»
  • Игра «Топ-хлоп»
  • Мы танцуем.
14. Не хочу, не будуРазвитие умения анализировать свои поступки, эмоциональное состояние.
  • Просмотр фрагмента мультфильма «Упрямые козы» (или чтение сказки»
  • Психогимнастика «Упрямые козы»
  • Игра «Сказка наоборот» (вежливые, веселые, добрые козы)
  • Поведенческий тренинг (ответ на просьбу мамы, сестры, брата, товарища)
  • Игра «Два Барана»
15. «Трудные» словаРазвитие автономности поведения, умения противостоять давлению, говорить «нет».
  • Упражнение «Войди в круг, выйди из круга»
  • Сказка о мальчике, который не умел говорить «нет».
  • Поведенческий тренинг «Учимся говорить «нет». Предложения, на которые легко ответить «нет». Предложения, на которые трудно ответить «нет»
  • Беседа «Когда трудно сказать «нет»
  • Упражнение «Мне нравится, когда …., мне не нравится, когда ….»
16. Как правильно себя вести.Обучение детей элементарным навыкам безопасного поведения, способам отреагирования страха.
  • Рассказ «Как Маша потерялась»
  • Беседа «А как бы поступил ты?»
  • Разыгрывание ситуаций: – дядя с конфетами (куклой, машиной), – новый друг, – звонок в дверь, -мамина знакомая.
  • Игра «Кричалки, молчалки, шепталки»
  • Рисование «Боюсь – не боюсь»
17. Я и моя семьяФормировать положительное отношение к членам семьи. Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
  • Беседа «Зачем человеку семья»
  • Упражнение «За что меня любит мама (папа)?»
  • Этюды «Дружная семья», «Ссора».
  • Разыгрывание ситуаций (мальчик разрисовал мелом пол, девочка разбила любимую мамину вазу)
  • Рисование на тему «Моя семья» или «Мир мамы, мир папы».
18. Мир взрослыхРазвитие интереса к миру взрослых, осознание своего места в мире взрослых. Развитие эмпатии, коммуникативных навыков
  • Игра «Хорошо-плохо» (быть взрослым – хорошо или плохо?)
  • Игра «Интервью»
  • Игра «Что сначала, что потом»
  • Имитационная игра «Походки»
  • Игра «Старенькая бабушка»
  • Беседа об отношении к пожилым людям.
  • Подвижная игра «Бабушка Маланья»
19. Когда я буду взрослымПоддержание интереса к миру взрослых, расширение представлений о деятельности людей. Воспитание уважительного отношения к труду.
Развитие пантомимики.
  • Упражнение «Когда я буду взрослым…» (метод незавершенных предложений)
  • Игра «Чьи вещи?»
  • Чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». Беседа по содержанию.
  • Игра «Что мы делаем, покажем» (пантомима)
  • Рисование «Каким я буду, когда вырасту»
20. Все мы – волшебникиПоддержание дружелюбного отношения к окружающим, желание совершать хорошие поступки. способствовать формированию адекватной самооценки.
  • Упражнение «Закончи фразу» (если я был волшебником)
  • Игра «Сотворение чуда»
  • Игра «Цветик-семицветик»
  • Рисование на тему «Мое желание»

Игры, используемые в работе с детьми по программе.

Художник

Цель: развитие интереса к сверстникам и наблюдательности.

Количество играющих: два и более.

Описание игры: ребенок представляет, что он художник. Его задача – внимательно рассмотреть того, кого он будет рисовать, а потом отвернуться и описать его словами. Другие дети по описанию должны догадаться, о ком идет речь.

Комментарий: в процессе игры обращается внимание детей на правильное использование терминов (например глаза  карие, а не коричневые, волосы – каштановые и т.д.) «Портрет» должен касаться только внешних особенностей того или иного ребенка.

Услышь свое имя

Цель: развитие скорости реакции.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

Комментарий: часто в порыве игры первый участник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребенок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафы, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотворения, и прыжки на одной ноге по кругу – все зависит от участников.

Змейка.

Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.

Возраст: любой, но предпочтительно одинаковый.

Количество играющих: 10 и более.

Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Комментарий: взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

Тропинка.

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: четное

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

  • «Тропинка!» – дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз;
  • «Копна!»- дети соединяют руки в центре своего круга;
  • «Кочки!» – все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке – как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

Гусеница

Цель: развитие чувства сплоченности, моторной ловкости, тактильной чувствительности.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: трое и более.

Необходимые приспособления: мячики по количеству играющих.

Описание игры: детям предлагается стать. Положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своими животами и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшая «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.

Комментарий: взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей.

Менялки.

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: не менее 4-х, лучше – больше.

Необходимые приспособления: стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих.

Описание игры: участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула – ведущий. ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого… (рубашка в клеточку, бантики, короткая стрижка и т.д.)». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего – занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

Комментарий: высокая эмоциональная насыщенность делает игру увлекательной и захватывающей. Поэтому дети могут проявлять двигательную неловкость, сталкиваясь друг с другом. В связи с этим взрослый может ввести в игру систему штрафов, которая поможет детям регулировать свое поведение.

Ладонь в ладонь.

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: двое и больше.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т.д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку ( в идее разложенного полотенца или детской железной дороги) и т.д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Колдун.

Цель: развитие невербальных средств общения.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 4-6.

Описание игры: дети выбирают «колдуна». «Колдун» придумывает какое-либо действие, с помощью которого лишает заколдованного ребенка способности говорить. Заколдованный должен с помощью жестов и мимики рассказать, как его поймал в плен «колдун», свои ощущения в момент пленения. Все его движения и выражение лица другие дети описывают словами. Заколдованный старается жестами выразить свое отношение к их описанию – правильно ли его поняли друзья.

Комментарий: все дети должны побывать в роли заколдованного и в роли «колдуна».

Чтобы разнообразить мимические этюды, можно задавать детям вопросы, касающиеся их эмоционального состояния, самочувствия и т.д.

Газета.

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодолевание тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться – тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Трио.

Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща.

Возраст: 8-9 лет.

Количество играющих: кратное трем.

Необходимые приспособления:  пустые коробки из-под обуви.

Описание игры: дети разбиваются на тройки, обнимают друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева – правую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами  и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справляются с задание, можно предложить им взять в компанию еще игрока и еще… В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы справиться с заданием.

Комментарий: несмотря на то. Что автором игра предназначена для детей 8-9 лет, она вполне доступна для детей 6-7 лет. Они интересна как игра-соревнование, в процессе которого им необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. Но с детьми-дошкольниками перед началом игры необходимо провести тренировку, сначала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падениям.

Клубочек.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4-х лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубок, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Поварята.

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4-х лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг – это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» – су, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий – взрослый, он выкрикивает название ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. Когда все дети снова окажутся водном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т.д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

Зеркала.

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они – «зеркало» ведущего, т.е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

На мостике.

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик – полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик  перевернулся). Пока два ребенка идут по «Мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: притупив к игре, дети должны договориться о темпе движения. Следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика – аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Чьи вещи?

Цель: развитие умения перевоплощаться, расширение  и уточнение знаний о различных профессиях.

Возраст: 4 года.

Количество играющих: 5-6.

Необходимые приспособления: атрибуты различных профессий: градусник, кастрюля, гармошка, катушка и т.д.

Описание игры: взрослый говорит детям, что к ним приходили представители разных профессий и каждый что-то забыл. Он просит играющих помочь разобраться, назвав профессию обладателя той или иной вещи. Ответивший правильно получает этот предмет, играет с ним дальше, изображая, как он работает.

Комментарий: по мере увлечения возраста детей сюжет может развиваться и усложняться через обнаружение детьми взаимосвязей сежду профессиями. Например, чтобы пекарь мог печь хлеб, ему нужна мука, ее, в свою очередь, должен привозить шофер и т.д.

Интересно понаблюдать за взаимоотношениями детей, поставленных в ситуацию необходимости налаживания контакта. Это помогает лучше понять личностные особенности ребенка, выявить его проблемы.

Интервью.

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: трое и более.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т.д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец даилога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Головомяч.

Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.

Возраст: 6-7 лет

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей.

Описание игры: дети ложатся на живот на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры – встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей. При котором можно поднять мяч?

Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольников, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исходное положение, из которого начинается игра, можно менять в зависимости от уровня развития навыков детей.

Небоскреб.

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 5-6.

Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно – разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению – это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу – от развала.

Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай.

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 4 года.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

  • «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее»
  • «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним»
  • «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила»
  • «Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась»
  • «Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого поэтому поссорился с Максимом»

Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.

Ситуации можно подбирать из непосредственное жизни детей. Наверняка их будет немало.

Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять. Казалось бы, разные вещи.

Обзывалки.

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка – картошка», «а ты Иришка – редиска», «А ты, Вовка – морковка» и т.д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, веди это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко», т.д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Пожалуйста

Цель: развитие произвольности, слухового внимания.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры: вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ошибшийся выбывает из игры.

Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ошибшийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание – любое придуманное ведущим.

Комментарий: первый вариант игры может использоваться в работе с детьми 4-5 лет.
Второй вариант – эмоционально щадящий чувства детей, так как ошибшийся имеет возможность исправиться.

Радость и грусть.

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки. А потом раскладывают их в два ряда – радость и грусть – в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарий: основная задача взрослого – помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой – грустным.

Музыкальная загадка.

Цель: развитие воображения, эмпатийных способностей.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись музыкальных произведений.

Описание игры: дети слушают кассету с записью какого-то музыкального произведения, а потом они должны сказать. Какую картину задумал взрослый.

Комментарий: игру можно немного видоизменить. Если предложить детям сначала нарисовать в процессе прослушивания картину, а потом уже рассказать о том, почему у них возникли именно такие образы.

Сотворение чуда

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Возраст: 5-6 лет

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» – карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка. Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается место и время).

Старенькая бабушка

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды – бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза – они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки), постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков – не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. Бабушки (дедушки) должны довериться внукам, машины должны соблюдать правила.

Мяч в круге.

Цель: развитие координаций движений, навыков невербального общения.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 6 и более.

Необходимые приспособления: несколько мячей.

Описание игры: дети становятся в круг и бросают друг другу мячи, предварительно знаками показав, кому будут бросать. Если тот, кому был брошен мяч, не поймал его, он выбывает.

Комментарий: условные знаки могут оговариваться заранее или быть произвольными. Важно также заранее оговорить, что знаки не должны сопровождаться словами. Этот уговор может стать частью правил игры.

Горячий мяч.

Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей до 10 человек.

Необходимые приспособления: мячик с колокольчиком внутри.

Описание игры: дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.

Комментарий: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей.

Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо, наклонившись, через ноги. Также можно построить детей зигзагом.

Ритмические игры

Подхвати ритм

Количество играющих: любое.

Описание игры: играющие садятся или становятся в круг. Ведущий начинает хлопать в ладоши в определенном ритме. Остальные подстраиваются под этот ритмический рисунок. Сложность заданного ритма зависит от уровня подготовленности играющих. Можно также отбивать ритм руками и ногами попеременно или одновременно.

Передай хлопок

Количество играющих: до 20.

Описание игры: один из игроков «посылает» хлопок стоящему рядом (т.е. хлопает, повернувшись к нему), тот «передает» хлопок своему соседу и так далее. Хлопок «катится» по кругу, пока не вернется к первому игроку. Тот может «пустить» хлопок в обратном направлении. скорость и ритм «волны» произвольные и отражают настроение играющих.

Вариант: Хлопок, имитирующий подачу мяча, «передается» не по кругу, а произвольно – как мячик, который перебрасывают от одного к другому. При этом важно, чтобы тот, кто «передает» движение, смотрел в глаза тому, кому это движение адресовано.

Бусы из слов

Количество играющих: до 15 человек.

Описание игры: играющие встают или садятся в кружок. Выбирается стихотворение, которое все они хорошо знают. Читают, произнося по одному слову по очереди.

Вариант: стихотворение разбивают не на слова, а на стихотворные строки.

Жмурки

Встреча.

Количество играющих: 10-15 человек.

Описание игры: играющие встают в круг. Двоим из них завязывают глаза, этих игроков раскручивают и пускают в круг. Они должны отыскать друг друга и обняться.

Жмурки с колокольчиком

Описание игры: играющие встают в круг. Двум игрокам завязывают глаза. Один из них – «ловец». Он с колокольчиком. Игроков раскручивают и пускают в круг. Тот, кто с колокольчиком, ловит другого.

Вариант: колокольчик у того, кто убегает. Другой игрок с завязанными глазами ориентируется по звуку.

Бубен и колокольчик.

Описание игры: играющие встают в круг. Один игрок с завязанными глазами получает бубен, второй – колокольчик. Тот, кто с бубном, ловит того, кто с колокольчиком. Время от времени они падают друг другу сигналы своими инструментами.

Передай плошку.

Описание игры: играющие встают в круг. Двум игрокам завязывают глаза и пускают в круг. Один из них держит в руках плошку с водой. Игроки должны отыскать друг друга, чтобы один мог передать плошку другому.

Вариант: передавший плошку выбирает себе замену из игроков круга, раскручивает и пускает искать игрока с плошкой.

Вариант: плошки с водой у обоих игроков. Задача – поменяться плошками, не пролив ни капли воды.

Лабиринты.

Лабиринт сооружают из скамеек, выкладывают из толстых веревок или втаптывают в снегу так, чтобы получились дорожки, по которым будут двигаться играющие. В лабиринте одновременно находятся два человека – убегающий и догоняющий.

Двигаясь по лабиринту, нельзя поворачивать назад, но можно выбирать разные пути. задача ловца – поймать убегающего, встретившись с ним лицом к лицу.

Список используемой литературы:

  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной  терапии. – С-Пб, 2001.
  • Коваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М., 2001.
  • Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1999.
  • Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону, 2006.
  • Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника.- М.,2005.
  • Лютова Е.Н., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб, 2001.
  • Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1995.
  • Семенака С.Н. Уроки добра. – М., 2002.
  • Фопель Н. Как научить детей сотрудничать – М., 2000.
  • Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога.- Ростов-на-Дону, 2005.
  • «Тренировка на успех» В. Волков, М. Аромштам, Обруч N 1/1999.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Website