Методическая разработка образовательной деятельности
Возраст воспитанников: дошкольный возраст (пятый год жизни).
Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, игровая, музыкальная.
Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие.
Цель: развитие художественно- творческих способностей детей в продуктивной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
- Учить детей лепить ежа, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки»;
- направлять на самостоятельный поиск средств образной выразительности;
- развивать чувство формы, способности к композиции;
- развивать воображение и творческую активность;
- развивать моторику рук;
- воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.
Предварительная работа: рассматривание изображений ежей в детских иллюстративных книгах; беседа о внешнем виде и образе жизни ежей; чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик»; чтение стихотворений о ёжике; заучивание стихотворения Г. Лагздыня «Песня ежа».
Материалы, инструменты, оборудование.
Пластилин, для иголок- зубочистки, палочки от коктейлей, спички, семечки; для глаз- бусинки, бисер; игрушка- ёжик; картинки с изображением ежа; доски для лепки; стеки; салфетки; заготовка в виде полянки для оформления выставки готовых работ; Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: Карапуз-Дидактика, 2006; стихотворения Г. Лагздынь «Ёж колючий», «Песня ежа», В. Аникина «Черногрудый, чернокрылый».
1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
Воспитатель: – Ребята, отличная новость! У нас в детском саду объявлен конкурс на самый лучший макет лесной полянки. Каждая работа должна быть оригинальной и необычной. Нашей группе тоже предложили поучаствовать. Какие будут предложения? (мы согласны! Мы тоже хотим принять участие! А я не хочу!!!) | Воспитатель старается заинтересовать всех детей! Узнает ПОЧЕМУ некоторые не хотят участвовать. – А разве тебе не хочется, чтобы мама с папой увидели твою работу? -Имя ребенка, мне кажется с твоей фантазией и умениями, нам просто не справится! -Какие вы молодцы! Я рада, что наша группа примет участие в донном мероприятии! |
-Но, ребята, чтобы работы были разные, для каждого участника есть дополнительное задание. Воспитатель читает документ, в котором для детей средней группы подсказка- задание. – Послушайте, нашу загадку: Не зеленый, а колкий- (Ёжик) – Вы догадались, кто будет обитать на нашей полянке? (ёжики, ежиха и ежата) – Я надеялась, что вы захотите поучаствовать в конкурсе. И сделала полянку, но без ваших работ она обычная и не такая яркая! | – Молодцы! – Какие вы сообразительные! |
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
Воспитатель: -Дети, а где живут ежи? (в лесу, в норке) – Ребята, а ёж какой? (колючий, маленький) -А для чего ему нужны колючки? (он носит на них грибы, яблоки своим детенышам) – Правильно! Ёж колючий, словно ёлка, | – Прекрасно! |
Проводиться пальчиковая гимнастика (детский развлекательный канал «Настенька») Два ежа с горы скатились |
3 этап: способствует реализации детского замысла
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
Дети подходят к столам, на которых лежат материалы и атрибуты для творческих работ – Мне кажется, мы готовы начать творить! Как вы думаете, с чего мы начнем наши работы? (надо сделать ежику тело, туловище. Будем делать ёжика!) – А как ёжик ночью находит дорогу домой? (у него длинный нос, и он идет по нюху; ёж хорошо видит в темноте) – У ежей вытянутый носик, и он постоянно влажный. Благодаря этому у них прекрасное обоняние. | – Молодцы! Педагог показывает детям технику лепки из целого куска: скатать из комка пластилина шар и превратить в яичко.
Дети по примеру слегка вытягивают и заостряют носик, немного приподнимая его вверх (будто принюхивается). |
Воспитатель: – Ребята, а теперь пришло время сделать колючую шубку для ёжика! У каждого из вас она будет по- своему оригинальная! А вы хотите пофантазировать? (да!) – У нас на столах лежат красивые и яркие бисеринки и бусины. Как вы думаете, для чего они нам? (сделать глазки) – Ребята, а что же ваши ёжики ничего не принесут в свои норки? (у меня принесет грибок! А мой ёжик яблоко!) | Воспитатель показывает из чего можно сделать колючки. Уделяет особое внимание детям, которые не могут выбрать из чего делать. Подбадривает, что все получится! Не у всех получается сразу правильно! Что поделка данного ребенка самая необыкновенная или самая запоминающаяся. – Какие же вы молодцы!
Дети выбирают по своему что будет на спинке их ёжика и самостоятельно лепят из пластилина |
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывания детей |
– Мне очень интересно посмотреть, что же у нас получилось! – Имя ребенка, кого слепила ты? -Чем необычен твой ёжик? – Имя ребенка, расскажи о своих впечатлениях в ходе работы? – Имя ребенка, что вкусненького несет домой твой ёжик? | Воспитатель, старается задавать такие вопросы, чтобы, отвечая на них, дети испытывали ТОЛЬКО положительные эмоции. |
– Какие вы молодцы! Что будем делать, если вдруг не выиграем в конкурсе? (воспитатель проводит ритуал – «фирменный» способ поставить радостную точку в конце общения с детьми) – Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки»! (ладошки) | Подвести к тому, что нужно уметь радоваться за других. |