"Звук и буква С. В гостях у феи Фонетики и феи Грамматики" Конспект НОД в образовательной области "Речевое развитие" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием песочной терапии.
logo1logo2
logo3
k1
k2
k3
k4
k5
k6
k7
k8
k9
gras
invent
 
stik logo4 logo5Главная | Занятия | Консультации | Поиск | Форум logo6
Как отправить нам свой материал
Свидетельство
Опубликуйте свой материал на нашем сайте
Получите свидетельство о публикации
Реестр сертификатов
Реклама на сайте
Приглашаем всех желающих к сотрудничеству. Если у Вас имеется материал по теме Дошкольная педагогика присылайте его по адресу: admin@moi-detsad.ru

Конспекты занятий с детьми

"Звук и буква С. В гостях у феи Фонетики и  феи Грамматики"

Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием песочной терапии.

Автор: Сергеева Наталия Александровна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N15 «Сказка» города Шумерля Чувашской Республики.

 

Коррекционно-образовательные задачи.      

  • Закрепить правильное произношение  звука «С» в  слогах, словах, предложениях и рассказе.
  • Учить определять позицию звука «С» в слове.
  • Познакомить с буквой «С»
  • Совершенствование навыка слогового анализа.
  • Формирование умения полным предложением отвечать на поставленные вопросы.
  • Учить составлять рассказ цепной структуры  по картинно-графическому плану.
  • Продолжать учить детей образовывать глагольные формы  настоящего, прошедшего, будущего времени, в умении согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие слухового внимания, зрительно и слуховой памяти, мышления.
  • Развивать  двигательно-моторную координацию у детей.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание чувства сопереживания и поддержки друг другу.

Предшествующая работа:  Рассматривание картинно- графических планов по теме: «В огороде», «Осень», «Фрукты» Дидактические игры «Подружи звуки», «Определи место звука в слове».
Словарная работа: полумесяц, солнце-жаркое, палящее, огненное, накаленное, знойное, обжигающее.
Материал: зеркала, предметные картинкиСаня, Соня, оса,  собака, автобус, сапоги, бусы, кактус, самолет, оса, сумка; картинно-графический план рассказа «Соня в саду»;  символы гласных, согласных  звуков;   схема слова; песочный стол;  разноцветные  палочки, игрушка –лиса, конверт с заданиями на каждого ребенка.

 

Ход занятия:
1.Организационный момент.
Словесная игра «Скажи, что мы делали, будем делать?».
-Ребята,  скажите, что вы делали  вчера?  А что вы будете делать завтра?
Сегодня нас пригласили  в город Звуков и Букв   фея звуков – Фонетика и фея  букв Графика. Фонетика  летает вместе со звуками, а Графика обозначает их буквами.
2. Артикуляционная гимнастика С.В. Коноваленко
 А  поможет нам перенестись  в город звуков и букв гимнастика для язычка под  веселую музыку: Забор- Трубочка, Окошечко, Лопаточка, Чистим зубки, Качели, Лошадка, Грибочек, Гармошка.
3.Характеристика гласных и согласных звуков
 В городе  встречает нас фея Фонетика. Под легкими ножками Фонетики не гнулись ни травинка, ни цветок. Казалось, она парила в воздухе.
Походка Графики была, напротив, твердой и уверенной. Она шла по тропинке, опираясь на тонкую трость с острием на конце. На самом деле это была не трость, а большая ручка для письма...
 -Ребята, Фея Фонетика хочет с вами поиграть. Она  пропоёт вам звуки, а вы повторите, не ошибитесь: АУО,  ИАУ,  ЫОУ, ЭОИ.
-Какие звуки пропела вам фея Фонетика?  (Гласные)
- Перечислите гласные звуки. Почему они гласные? (воздух свободно выходит изо рта, они поются).
- Внимание, фея Фонетика произнесет новые звуки:  П, Т, М, Н, К,Х .
Можно их пропеть? Почему? (воздух не может свободно выходить изо рта ему мешают или губы, или зубы, или язык).
-Как называются эти звуки? Звуки, которые нельзя петь, называются согласными.
4.Определи  одинаковый звук.
 Фея Фонетики приготовила вам картинки: самовар, стаканы, сахар, сухари. Чем похожи эти слова?   Предлагаю вам взять  зеркала  и произнести  этот звук. Что происходит с нашими губами, зубами и языком?
-губы растянуты в улыбку,
- зубы заборчиком со щелью,
- кончик языка за нижними зубами,
- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по средней части  языка - свист длительный.
5. Характеристика звука  С
-Ребята, перед вами символы звуков. Подберите, нужный символ и расскажите, какой это звук.  (Согласный, твердый и глухой)
6. Игра «Сделай шаг, когда услышишь звук «с». 
 У Феи  Фонетики для вас есть сюрприз. Посмотрите - дорожка, а куда она ведёт? Выполните задание - узнаете.  Если услышите  звук  С- то делайте шаг вперёд, если нет- то стойте.
-О, и, м, с, т,  п,  н,  т, с,  т.
-Ас, ут, ип, ис, на, су, со, та, до, мы, ту, и т.д.
-Да, ведь это пустыня! (Дети подходят к песочному столу)
6.Упражнение  «Соедини звуки»
-Сильные ветры в пустыне несут звуки, как песок, сливая их в слоги.  Если первый звук «А», второй «С», какой  слог произнесём?  Наберите  в руку песок и произнесите  слог, насыпая горку: АС---, ОС---, УС---,ЫС---, ИС----, ЭС----.
7.Упражнение  «Солнце пустыни»
 - Ребята,   какое солнце в пустыне?  (Жаркое, палящее, огненное, накалённое, знойное, обжигающее, большое).  Предлагаю вам выложить из разноцветных палочек солнечные лучи и повторить такие слоги:
ска - ско - ску - скы    аск - оск - уск - ыск     ско - ску - скы - ска   оск - уск - ыск - аск       
ску - скы - ска - ско    уск - ыск - аск - оск     скы - ска - ско - ску     ыск - аск - оск - уск       
8. Упражнение «Добавь словечко»
- Ребята, фея Графика записала загадки, а слова-отгадки спрятала в песке.   Закончите  каждое предложение словом, в котором есть звук С и повтори его целиком:

  • Саня катает Соню на ...
  • Денис стоит на автобусной остановке и ждет свой …
  • Слава и Саня  кормят ….                  
  • На суку сидят ...                              
  • Оксана обувает красные ...

9. Упражнение  «Определи место звука в слове»?
-Ребята,   вы очень догадливые,  но  ещё нужно навести порядок- разложить  картинки  под схемой слова:  звук с в начале, в середине или в конце.
   Саня, Соня, оса,  собака, автобус, сапоги, бусы, кактус, самолёт, оса, сумка. 
10.Физкультминутка
Ребята, отгадайте загадку:
Любит курочек таскать,
Мышку в поле отыскать,
Очень говорят хитра,
И зовут её … (лиса)

СА-са-са- В лесу бегает лиса.
Са-са-са-догоника нас, лиса

Дети водят хоровод, лиса бежит по внешнему кругу хоровода в обратном направлении

Сы-сы-сы- убегаем от лисы

Дети разбегаются, лиса их ловит

11. Знакомство с буквой С
-Ребята, а вот и Фея Графика появилась.  Она  принесла вам  букву «С» (эс), так она называется в алфавите. « Полумесяц в небе темном буквой  С повис над домом»
-Ребята, а вы знаете, что такое полумесяц?  Это изображение луны. Напишите   пальчиком букву в воздухе, на ладошке,  на песке.
12. Пересказ «Соня в саду»
Фея Графика составила зашифрованный рассказ о девочке Соне, послушайте:
Около дома был сад. В саду стояла скамейка. Около скамейки стояла Соня. Соня кормила собаку.
-Где был сад?
-Где стояла скамейка?
Где стояла Соня?
-Ребята, кто хочет составить рассказ?
13. Подведение итогов.
-Дети, наше путешествие в город звуков  подошло к концу. С каким звуком вы сегодня познакомились?   Вспомните слова  с этим звуком.  Что вам понравилось в нашем путешествии?
-Ребята,  фея  Графика принесла нам  конверт. Что же там, посмотрим? Это небольшие  черно-белые картинки.  Хотите  раскрасить  и показать своим друзьям в группе и родителям?

Список использованной литературы

  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.  Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 232 с.
  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.  Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий.– М.: Издательство  «Издательство: Скрипторий 2003», 2013.-50 с.
  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа. – М.: Издательство  «Издательство: Скрипторий 2003», 2011.-128 с.

Приложение1.

1.Составьте рассказ по плану.
 Около дома был сад. В саду стояла скамейка. Около скамейки стояла Соня. Соня кормила собаку.

image82

2. Рассмотри и раскрась картинки. Назови, что на них нарисовано (весы, санки, совы, сумка, лес, бусы, усы, компас). Определи, где слышится звук «С» в этих словах.

3. Полумесяц в небе темном

  Буквой  С повис над домом

image83

4. Напиши буквы С  карандашом. Между парами букв соблюдай расстояние в мизинец.

   
Rambler's Top100 Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна
  copiright
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary)