![]() ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||
Конспекты занятий с детьми.ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИАвторы: О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница 1. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ 1.1. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. Блок 1. 1.2. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. Блок 2. 1.3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. Блок 3. 2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ 2.1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ. Игры. 3. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНКАМ 5.1. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ. Продолжение. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕПрактически во всех играх, описанных ранее, дети встречались с игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь, и мышление (эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом). Причем использовался уже достигнутый уровень развития речи и мышления. Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и совершенствование связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления. На отработку артикуляции и уточнение произношения трудных для малышей звуков направлены две первые игры ("Чудесный сундучок" и "Мешочек, впусти!"). Причем акцент в них делается на интонационной выразительности речи, которая, как правило, страдает у малышей. Следующие игры ("Зайчик и мишка" и "Где спрятался зайчик?") направлены на развитие пространственных представлений ребенка и усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом), и сразу же закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления. В большинстве игр этого раздела слово связано с движением и действием (реальным или воображаемым). В играх "День рождения куклы Аленушки" и "Где мы побывали, что мы повидали?" связь речи и движения является основой развития мышления ребенка: словесное выражение своих действий способствует их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют слова конкретным содержанием. В некоторых играх дети учатся выделять назначение (функцию) предмета. Вначале этому способствуют сюжетная, воображаемая ситуация и действие с предметом ("День рождения куклы Аленушки"), в дальнейшем ребенок определяет назначение предметов с помощью слов, загадывая и отгадывая загадки ("Кому дать?"). Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Развитию этой способности посвящено несколько игр данного раздела. В игре "Отгадай-ка!", в которой участвуют несколько детей, пример синтезирования признаков дает взрослый, а ребенок ему помогает. Вместе они перечисляют характерные особенности предмета, т.е. загадывают загадку, а другие дети ее отгадывают, т.е. строят целостный образ предмета по совокупности его признаков. В то же время, выполняя роль помощника и перечисляя признаки предметов, изображенных на картинке, ребенок делает первые шаги к описанию предмета через анализ и синтез его характерных особенностей. В следующей игре малыши уже сравнивают предметы по совокупности признаков. В игре "Парные картинки" они сами (по опорным вопросам) перечисляют признаки изображенного предмета, т.е. производят элементарный анализ и синтез. Обмениваясь впечатлениями, дети устанавливают тождество или различия предметов. Игра учит их рассуждать и делать выводы. В игре "Игрушки-артисты" ребенок учится устанавливать смысловые связи и отношения между действующими персонажами и понимать разные жизненные ситуации. Передавая эти отношения посредством связной речи, он осмысливает содержание жизненных ситуаций. Таким образом, представленные игры обеспечивают органическую связь между мышлением и речью, которая обогащает эти важнейшие психические процессы и способствует познавательному развитию ребенка. ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОКЗадача настоящей игры - научить детей ясно, громко и отчетливо произносить знакомые слова. Игровая ситуация включает также требования к интонационной стороне речи (выразить с соответствующей интонацией свою просьбу, благодарность и пр.). Кроме того, дети учатся вести диалог, т.е. слушать высказывания и отвечать на них словами и действиями. Игра построена на сюрпризах, которые дети получают из чудесного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при ее получении обеспечивают активную заинтересованность игрой, способствуют успешному выполнению ее требований. В этой игре речь является средством доброжелательного, вежливого общения детей друг с другом. Малыши учатся оказывать помощь товарищам, разделять затруднения других. Игра объединяет детей, развивает у них чувство солидарности. Игровой материал. Образные игрушки, характер которых позволяет выполнять выразительные движения, связанные с многократным повторением определенных речевых звуков в разных сочетаниях: куклы небольших размеров, самолетики, зайчики, машинки, уточки, птички, лягушата, солдатики или матросы, погремушки и озвученные неваляшки и т.п. Игрушек должно быть не меньше, чем участников игры. Желательно иметь несколько игрушек в запасе. Для игры нужна также большая картонная коробка или ящик. К ним следует приделать откидную крышку. Такой сундучок можно красиво оформить, для прочности обклеив его марлей, а поверх нее цветной бумагой. Каждый вид игрушки нужно иметь в четырех экземплярах. Пообещав малышу показать что-то очень интересное, мама предлагает ему сесть на стульчик и приносит нарядный сундучок с игрушками. Поднимает его, слегка покачивает, так, чтобы ребенок услышал звук, и спрашивает: "Как ты думаешь, что там такое?" Возбудив у малыша любопытство и предоставив ему возможность немножко погадать, мама садится за столик и приступает к объяснению игры. Она ставит сундучок напротив ребенка с таким расчетом, чтобы ему было легко следить за ходом игры, удобно вынимать игрушки и при этом оставалось достаточно свободного места для игровых действий. Стараясь ввести малыша в игровую ситуацию и вызвать у него активный интерес к происходящему, мама снимает с сундучка ткань, которой он обернут, и от имени сундучка обращается к ребенку со следующими словами: "Я чудесный сундучок, вам, ребята, я - дружок. Очень хочется мне знать, как вы любите играть. Здравствуй, малыш! Возьми меня поиграть с тобой!" Малыш вместе с мамой здоровается с сундучком и принимает его в игру. Приступая к наглядно-действенному объяснению игры, мама то обращается к ребенку, подсказывая ему нужные слова, то говорит от имени сундучка. В результате происходит примерно такой диалог между малышом и чудесным сундучком. Ребенок. Сундучок, сундучок, что ты нам принес? Мама (от имени сундучка). Я принес игрушки. Ребенок. Вот спасибо! (Хлопает в ладоши.) А какие игрушки ты принес? Мама. Я принес много игрушек: машинки, самолетики, куклы, зайчики, уточки и лягушата. Потом мама обращается к сундучку: "Сундучок, сундучок, пожалуйста, откройся и скажи, какие игрушки ты принес?" Мама предупреждает, что брать можно только те игрушки, которые назовет сундучок (ведь именно эти игрушки он принес малышу), говорить слова нужно четко, громко, не торопясь, чтобы сундучок услышал и понял, о чем его просят. Затем мама напоминает слова, которые нужно сказать сундучку. Выдержав небольшую паузу, мама медленно откидывает крышку сундучка и называет игрушки, приготовленные для ребенка. Ребенок берет названные игрушки. Опустевший сундучок закрывается, а мама напоминает малышу, что сундучок хотел узнать, как они любят играть, и предлагает поиграть полученными игрушками. Правила игры.
Эту игру желательно повторить несколько раз, усложняя ее правила. При повторении игры состав игрушек может пополняться, разнообразя тем самым содержание игровых действий. Важным условием успеха занятия является пример эмоционального поведения мамы. |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна |
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary) |