![]() ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||
Конспекты занятий с детьми.ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИАвторы: О.В. Елецкая, Е.Ю. Вареница 1. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ 1.1. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. Блок 1. 1.2. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. Блок 2. 1.3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. Блок 3. 2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ 2.1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ. Игры. 3. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНКАМ 5.1. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ. Продолжение. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕПродолжение.МЕШОЧЕК, ВПУСТИ!Эта игра направлена на расширение и уточнение активного словаря ребенка и упражнение в правильном произнесении звуков, которые многие малыши еще плохо выговаривают. Для игры понадобятся разнообразные миниатюрные игрушки, изображающие предметы обихода, транспорт и животных. Это может быть игрушечная посуда: чайник, чашечка, стакан, блюдце, тарелочка, поднос, мисочка, кастрюлька, сковородка, половник, вилочка, ножик, кружка. Можно использовать и некоторые предметы кукольного гардероба: пальтишко, платье, передник, трусики, рубашку, куртку, кофточку, юбку, сарафан, брюки. Из игрушечного транспорта можно взять грузовичок, лодочку, автомобиль, кораблик, вагон. При подборе игрушек нужно учитывать и звуковые особенности названия, чтобы дать возможность ребенку поупражняться в правильном звукопроизношении сложных для него слов. Для игры нужен красивый, просторный мешочек из непрозрачной ткани, собранный сверху на тугой резинке. Желательно иметь также новую для ребенка игрушку, например зайчика, мишку, петрушку и т.д. Весь этот материал следует хранить в специальной коробке с отделениями для игрушек и мешочка. Мама ставит на стол коробку с игровым материалом, открывает ее и вынимает одну за другой игрушки, показывает их и раскладывает на столе рядами на некотором расстоянии друг от друга. Вынимая из коробки мешочек, мама неожиданно находит под ним игрушечного зайчика. "А ты как сюда попал?" - шутливым тоном обращается она к игрушке. Разыгрывается сценка, будто зайчик сознается в том, что ему очень хотелось побывать в гостях у малыша, и, когда мама вышла из комнаты, он прыгнул в коробку и спрятался под мешочком. Он очень просит простить его и принять в общую игру. "Ну как, примем зайчишку в игру?" - обращается мама к ребенку. Вызвав разыгранной сценкой живой интерес и симпатию к зайчику, мама усаживает его подле себя на краю стола и просит сидеть тихо. Мама берет в руки мешочек и знакомит и зайчика с его устройством и с правилами игры: "Смотрите, какой красивый мешочек. Нравится? Он тоже пришел поиграть с нами. Он умеет открываться и впускать игрушку, вот так". Мама показывает, как растягивается собранный на резинке вход и как мешочек пропускает игрушку. Затем подзывает ребенка и предлагает ему взять со стола игрушку, которая лежит с самого края, в первом ряду. "Скажи, что ты взял? - спрашивает мама. - Что это такое? Как ты думаешь, для чего это нужно (помогает ему уточнить назначение предмета)? А теперь подойди к мешочку, скажи: "Мешочек-мешочек, пожалуйста, впусти!" - и назови то, что у тебя в руках". Если ребенок правильно называет предмет, мешочек в руках мамы растягивает резинку, а зайчик одобрительно кивает головой и хвалит малыша: "Молодец! Правильно назвал и хорошо сказал". Если ребенок ошибается в названии игрушки или произносит слова невнятно, слишком тихо, мешочек сжимается и не впускает игрушку, а мама предлагает малышу повторить слова или исправить свою ошибку и назвать предмет правильно, громко и отчетливо. В случаях, когда малыш не знает, как называется предмет, ему может помочь зайчик. Управляя мешочком, мама оценивает действия ребенка от лица зайчика. При назывании игрушек особое внимание нужно обратить не только на правильное произношение слов и уточнение названий предметов, но и на интонацию, с которой ребенок обращается к мешочку. Это поможет устранить недостаток речи, который наблюдается у многих детей, - ее монотонность и невыразительность. Использование в качестве игрового персонажа образной игрушки (зайчика) будет способствовать активизации воображения детей, вызывать эмоциональную разрядку. В ходе игры нужно обязательно поощрять ребенка за организованное поведение и правильное называние игрушек. ЗАЙЧИК И МИШКАЦель данной игры заключается в том, чтобы приучать ребенка различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами. Играя, малыши приобретают и тут же применяют новые знания и представления. Это имеет большое значение как для обогащения словаря, так и для развития пространственного воображения и мышления. Обучающая задача заключается в том, что ребенок должен обозначить словом разные варианты пространственных отношений, которые наглядно воспроизводятся с помощью действий с игрушками. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля). Взрослый, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух персонажей (зайчика и мишки). То они становятся напротив друг друга, то расходятся, то сходятся, то перегоняют друг друга и пр. С помощью взрослого дети узнают значение наречий и предлогов (напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко). Вопросы побуждают ребенка осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. Малыш активно и с удовольствием усваивает каждое новое слово, которое произносит взрослый. Отвечая на вопрос, он использует на практике приобретенное представление и новое слово. Таким образом, процесс усвоения слов опирается на активный интерес ребенка к содержанию спектакля. Эмоциональная включенность малыша в забавное зрелище является важным условием приобретения знаний. Для игры понадобятся две образные игрушки (желательно зайчик и мишка), примерно одинаковых размеров и привлекательные для детей; небольшой стол, покрытый тканью, и открытая ширма. При повторении игры могут вноситься дополнительные предметы декорации (куст, дерево, забор и пр.). Игра начинается с короткого рассказа: "Жили-были два неразлучных друга -зайка-незнайка и мишка-шалунишка. Они любили вместе играть и баловаться. Хочешь с ними познакомиться? Давай позовем их вместе: "Зайка! Мишка! Идите к нам!" Малыш вместе с мамой зовет друзей, которые тут же появляются с противоположных сторон стола (в руках мамы) и одновременно приближаются друг к другу - зайка прыжками, мишка вразвалочку. Они останавливаются на небольшом расстоянии друг от друга, кланяются и здороваются. "Здравствуй, мишка".- "Здравствуй, зайка",- разными голосами произносит мама. "Вот они и встретились, - говорит она. - Посмотри внимательно и скажи, как они стоят - напротив друг друга или рядом?" Ребенок отвечает, выбирая нужное слово. "Правильно, они стоят напротив и смотрят друг на друга, - говорит мама и продолжает голосом мишки: - Зайка, иди ко мне поближе, давай посидим вместе". Зайка приближается, игрушки поворачиваются лицом к ребенку, садятся, мишка обнимает зайчика. "Теперь как они сидят? Подумай и скажи - напротив или рядом? - спрашивает мама. - Правильно, конечно, рядом, очень близко друг к другу". Вдруг зайчик вскакивает и прыжками убегает от мишки. "Догоняй меня!" - говорит зайчик. Мишка неуклюже старается его догнать, но никак не может. Он говорит: "Ой, устал, отдохнем немножко!" Игрушки останавливаются, а мама опять задает вопрос: "Только что они были близко, а теперь как - близко или далеко?" Малыш отвечает, а мама подтверждает правильность его ответа. "А кто из них впереди и кто позади? Подумай и скажи". Ребенок отвечает, а мама оценивает его ответ. Неожиданно зайчик подбегает к мишке, прыгает ему на спину и садится верхом. Мишка становится на четвереньки и возит зайчика по сцене. Во время остановки мама задает вопрос: "Кто из персонажей находится внизу, а кто наверху?" После этого начинаются веселые проказы игрушек: мишка и зайка догоняют друг друга, зайка прячется за спиной мишки и поглядывает на малыша, мишка поднимает зайчика, они прыгают, кувыркаются, прощаются с малышом и убегают со сцены. Так заканчивается этот веселый спектакль. Правила игры
Игра требует специальной подготовки. Нужно тщательно отрепетировать все игровые действия, научиться управлять игрушками (освоить технику спектакля), говорить голосом мишки и зайки, приготовить необходимый материал. Этот забавный спектакль следует обязательно повторить в ближайшее время. При этом стоит дополнить обстановку декорациями: поставить нарисованные и вырезанные из картона елочки, сделать огород, где растет морковка, бочонок с медом. Все это поможет разнообразить действия персонажей и соответственно их пространственные отношения. Перед тем как повторять спектакль, специально напомнить ребенку правила игры, сказать о том, что их нарушение может сорвать спектакль - игрушки-артисты убегут и не будут ничего показывать. Соблюдение правил игры является не менее важной стороной воспитательных воздействий, чем ее познавательное содержание. Правила дисциплинируют, учат сосредоточенности внимания и целенаправленному восприятию, обдумыванию получаемых впечатлений. Кроме того, в них содержится важный нравственно-волевой компонент: дети приучаются считаться не только со своими, но и с чужими желаниями. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ АЛЕНУШКИОсновная обучающая задача этой игры - развитие у детей связной речи. Малыши учатся передавать свои представления о назначении предметов, с которыми они постоянно встречаются в повседневной жизни. Этому способствует сюжетный характер игровой ситуации. Гости, приглашенные куклой Аленушкой на день ее рождения, приносят ей подарки, рассказывают и показывают в движении, как действовать с данными предметами. При этом ребенок в роли каждого гостя не только производит условные игровые действия, но и учится подбирать нужные слова, связанные по смыслу и взаимно дополняющие друг друга. С помощью взрослого он приучается передавать в развернутой и связной речевой форме свои впечатления и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними. Все это очень важно для развития активного воображения и для подготовки более сложных форм мыслительной деятельности, а также для более ясного осознания ребенком своего личного жизненного и практического опыта. В игре малыш приобретает новый необходимый нравственный опыт доброжелательного общения и добрых поступков. Для игры понадобятся образные игрушки, изображающие хорошо знакомые ребенку предметы бытового окружения (в случае необходимости их можно заменить предметными картинками). Желательно, чтобы это были предметы, которыми учатся действовать сами дети или которыми действуют окружающие взрослые. Можно использовать часть игрушек, применявшихся в предыдущих играх (см. игру "Мешочек, впусти!"). Перечислим некоторые группы таких игрушек. Предметы домашней утвари и посуды: чашка, блюдце, тарелка, ложка, кастрюля, сковородка, ведерко, лейка. Предметы личной гигиены: зубная щетка, мыло с мыльницей, тазик, веник, ванночка, стакан для полоскания рта, расческа, сапожная щетка. Предметы одежды: передник, вязаная кофта, косынка, пальто, панамка, варежки, тапочки, шарфик, шапка. Подарки для куклы: коляска, пупсик, мячик, гармошка. В качестве подарков для куклы можно использовать также самодельные лепные игрушки, изготовленные из смеси глины с мелко порезанной газетной бумагой. Это могут быть разные фрукты, торты, конфеты и прочие сладости, красиво раскрашенные краской и для крепости покрытые белком. Непременным условием подбора предметов является знакомство ребенка с каждым из них. Мама достает куклу Аленушку и усаживается с ней напротив ребенка. Она обращает внимание малыша на то, какая Аленушка нарядная. "Это потому, - объясняет мама, - что сегодня у Аленушки день рождения. Ей сегодня исполнилось ровно четыре года". Аленушка приглашает малыша к себе в гости отпраздновать день рождения. "Что надо сказать, когда тебя приглашают на день рождения? - спрашивает мама, и, выслушав ответ, вместе с ним говорит: - Спасибо, Аленушка, непременно придем к тебе в гости и принесем много-много подарков". Усадив куклу на стол (на нем гости будут складывать свои подарки), мама "по секрету от куклы" говорит: "Давайте решим, как мы будем праздновать день рождения. Вот там, на больших столах, лежат игрушки. Пусть это будет магазин. Ты пойдешь сначала в магазин, купишь для Аленушки подарок (можно выбрать что-нибудь одно), а потом подойдешь к Аленушке и скажешь: "Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Вот тебе мой подарок". Мальчик скажет: "Я принес тебе подарок". А как скажет девочка? Правильно: "Принесла подарок" - и назовет то, что принесла. Если Аленушка попросит рассказать и показать ей, что делают с этим подарком и для чего нужен этот предмет, нужно объяснить ей и показать, а мы поможем это сделать. Когда все гости принесут Аленушке свои подарки и поздравят ее с днем рождения, мы поиграем с ними, а как поиграем, узнаешь потом. Согласен так играть?" Мама придвигает стол с Аленушкой, усаживается с ней перед малышом и начинает рассказ: "Сидит наша Аленушка и ждет гостей. Приходит Миша к Аленушке в гости и говорит: "Аленушка, поздравляю тебя с днем рождения! Я принес тебе в подарок вот что". (Показывает и называет предмет.) Под эти слова ребенок производит соответствующие игровые действия. "Спасибо тебе, Миша! - говорит от лица куклы мама. - Скажи, пожалуйста, а что с этим делают?" Ребенок объясняет назначение подаренного предмета. Например, если он подарил зубную щетку, то показывает, как чистят зубы, если ложку - как едят, если веник - как подметают пол и т.п. Попутно он называет действие с этим предметом. Если ребенок затрудняется в составлении фразы и в связном объяснении, мама помогает ему. Аленушка благодарит за объяснения, принимает подарок, предлагает гостю сесть. Правила игры
Эта игра сюжетная, ее успех зависит от того, сумеете ли вы ввести ребенка в игровую ситуацию, помочь ему войти в роль. Игра проводится под образный рассказ, в процессе которого ребенок выполняет соответствующие игровые действия. Говорит и действует за куклу в начале игры взрослый; в дальнейшем эта роль может передаваться ребенку, но рассказ при этом продолжает вести взрослый. В случаях, когда малыш стесняется, затрудняется в самостоятельных действиях, нужно, чтобы взрослый пришел ему на помощь. ПАРНЬЕ КАРТИНКИОсобенности игры и ее воспитательное значение. Цель игры заключается в том, чтобы учить малышей сравнивать окружающие их предметы по совокупности отличительных признаков, а также по их назначению. Для этого ему предлагается специальный набор красочных парных картинок с привлекательным и разнообразным содержанием. Содержание картинок отвечает естественной потребности детей приобщиться к окружающей действительности - предметной, природной и общественной. Будет лучше, если в игре примут участие несколько детей. В этом случае они получат возможность активно обмениваться впечатлениями и, решая обучающую задачу, осмысливать и осознавать свой пока еще небольшой и несистематизированный жизненный опыт. Выполнение правил игры и вопросы взрослого, направляющие рассматривание картинок, сравнивание их, создают благоприятные условия для систематизации и обогащения представлений об окружающем мире. Сравнивая картинки, дети учатся выделять известные им качества предметов (цвет, форму, величину), их назначение, а также знакомятся с действиями живых объектов. Таким образом, решая задачу - подобрать к каждой картинке точно такую же, ребенок приучается производить элементарный анализ и синтез отличительных особенностей объектов, устанавливать их тождество или различие и определять, в чем оно состоит. Одновременно малыш учится передавать в связной речи совокупность признаков и качество изображенных объектов и таким образом делает важный шаг на пути к их описанию. Для игры понадобятся парные картинки, специально подобранные по содержанию и художественному оформлению. Составить разнообразный набор предметных парных картинок можно, используя настольно-печатные игры "Лото малышам", "Предметное лото", "Лото на четырех языках", "Ботаническое лото" и др. Очень важно, чтобы содержание и художественное оформление парных картинок затрагивало ребенка эмоционально, напоминало ему то, что он наблюдает в жизни. Картинки желательно подбирать сериями, например: предметы одежды, игрушки, знакомые растения (цветы, деревья, овощи, фрукты), животные (птицы, домашние животные, дикие звери и пр.), а также люди (дети и взрослые, разные члены семьи). Картинки членов семьи есть в "Лото на четырех языках". Для получения парных картинок из одного лото можно использовать не только маленькие картинки, но и большие карты, разрезав их на отдельные предметные картинки. Учитывая особенности обучающей задачи игры, необходимо к одинаковым парным картинкам подобрать для сравнения дополнительный комплект картинок с похожими изображениями, имеющими некоторые отличительные признаки. Например, для сравнения к паре картинок, где нарисована кукла в красном платье с черными косичками, можно прибавить картинку, где нарисована кукла в голубом платье со светлыми кудрями. К паре картинок с новогодней наряженной елкой следует подобрать картинку из ботанического лото, где нарисована ель, растущая в лесу; картинку с игрушечной машинкой можно сравнивать с изображением настоящей машины. Малыш садится за стол. Мама, которая является непосредственным участником игры, тоже садится за стол и в ходе игры подает пример выполнения игровых правил и решения познавательной задачи. Начинается игра с самого простого варианта - подбора парных картинок с одинаковыми изображениями. Мама открывает коробку с картинками и достает двенадцать пар картинок. Она показывает малышу выборочно несколько картинок, вместе с ним любуется ими, вызывая интерес к изображенным предметам, поощряет высказывания ребенка, его попытки поделиться своими впечатлениями. Затем взрослый предупреждает, что в коробке есть еще много интересных картинок, с которыми они сейчас поиграют. Тщательно перемешав все парные картинки, мама раздает их себе и ребенку. Каждый получает по четыре картинки, на которых изображены разные предметы. Остальные картинки, приготовленные для сравнения, пока остаются в коробке. Покончив с раздачей картинок, мама предлагает ребенку разложить свои картинки на столе, внимательно рассмотреть изображенные на них предметы, а затем перевернуть их изображением вниз. Она произносит вместе с ребенком следующие знакомые ему слова: "Разноцветные картинки показали свои спинки и попрятались от нас. Мы поищем их сейчас!" С этими словами мама открывает одну из своих картинок (пара от которой есть у ребенка). "Посмотрим, что тут у меня прячется", - говорит мама, вводя малыша в игровую ситуацию. Она называет изображенный на картинке предмет и кратко описывает его отличительные признаки, например: "Вот какая кукла у меня спряталась. Смотри, у нее косички с красными ленточками, на ножках - белые носочки и коричневые туфельки, а платье красное. Где же прячется такая же кукла? Поищи ее, найди и покажи!" Мама кладет картинку на середину стола, чтобы было видно, а ребенок ищет такую же среди своих картинок. Когда он найдет у себя такую же картинку, кладет ее рядом для сравнения. Потом вместе с мамой сравнивает две одинаковые картинки. "Эта кукла стоит, - говорит мама. - А эта что делает? У моей куклы красное платье, а у этой какое? У моей куклы косички с красными ленточками, а у этой?" Отвечая на вопросы, ребенок называет отличительные признаки предмета, изображенного на картинке, и сравнивает предметы друг с другом. Он перечисляет совокупность признаков изображенного предмета и этим обосновывает тождество двух картинок. Отыгранная пара картинок убирается в коробку, а мама предлагает открыть еще одну из своих картинок, назвать изображенный предмет и описать его признаки. Опорными вопросами взрослый помогает ребенку описывать предмет. Затем напоминает малышу уже звучащий вопрос и предлагает повторить слова: "Где прячется такая же картинка? Поищи ее, найди и покажи!" Подобранную картинку кладут для сравнения на середину стола. Вместе с мамой ребенок по ее опорным вопросам описывает изображенные на картинках предметы, устанавливая, что они тоже одинаковые. Картинки убирают в коробку, и игровые действия продолжаются. Затем мама вводит в игру одну из специально подготовленных картинок с предметами одинакового назначения, но с разными отличительными признаками. Например, когда на столе появляется пара картинок с изображениями двух одинаковых игрушечных ведерок, мама придвигает к ребенку свою картинку, на которой изображено большое белое ведро с крышкой. Ребенок легко узнает знакомое ему ведро, которое он видел. "А у меня тоже есть ведро на картинке! - говорит мама. - Посмотри на него и на эти два ведерка. Эти ведерки большие или маленькие? Верно, они оба маленькие. А на моей картинке ведро тоже маленькое? Правильно, оно большое. Как ты думаешь, для чего нужно такое большое ведро? А для чего нужны такие маленькие ведерки с цветочками?" И т.п. Так, по вопросам мамы малыш сравнивает между собой три картинки, выделяет различия во внешних признаках предметов и уточняет их назначение. В результате такого сравнения мама подводит ребенка к выводу, что рассмотренные картинки, хотя и похожи друг на друга, не являются одинаковыми, вместе с малышом уточняет отличия и сходства. При первом проигрывании мама три раза использует прием подкладывания похожих картинок, чередуя таким образом сравнение одинаковых и сходных картинок. Кроме картинки с ведерком можно использовать картинки с цветами и машинами (игрушечной и настоящей). Так проигрывается эта игра в первый раз. При ее повторении используются и другие картинки из дополнительного комплекта. Правила игры
Очень важно, чтобы игра проходила живо, эмоционально и не превращалась в формальное и тягостное для малыша упражнение. Играя, ребенок учится рассуждать и передавать словами особенности изображенных предметов. С решением такой задачи он может справиться только при активной помощи взрослого, который направляет вопросами его внимание и побуждает малыша рассуждать. Вот почему нужна продуманная формулировка каждого вопроса. В них должны быть четко и однозначно выделены конкретные признаки предмета, и они призваны способствовать созданию целостного представления. В то же время нельзя забывать, что ребенок играет с картинками - ищет их, находит, любуется ими и действует ими в воображении. Поэтому вопросы не должны носить формальный, прямолинейно-учебный характер - в них могут быть и шутка, и подсказка воображаемых действий, и пр. Особое внимание следует обратить также на подготовку дидактического материала. Составьте заранее из разных пособий нужный набор картинок, разложите их по порядку. При раздаче картинок позаботьтесь о том, чтобы ребенку достались разные картинки, а не одинаковые. По ходу игры следите за тем, чтобы ребенок переворачивал полученные картинки изображениями вниз, так как в противном случае он увлечется рассматриванием изображений и забудет о том, что ему надо делать. Следует учитывать также повышенную утомляемость малышей. Эта игра представляет для них некоторую трудность, поэтому не допускайте, чтобы дети, играя, уставали; продолжительность игры не должна превышать 10-15 минут. |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Материалы, размещенные на сайте, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов допустимо только с письменного разрешения администрации сайта. При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна |
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Дизайн Шаронова Дарья (Bestary) |