Автор: Гончарова Елена Леонидовна, музыкальный руководитель, МДОУ №7
Чем раньше начнется музыкальное воспитание, тем более эффективно будет служить музыка совершенствованию его духовных и физических сил. Задача о которой идет речь вполне под силу мамам и папам, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам ребенка.
Помните, что слишком громкое, крикливое пение может вредно сказаться на слабых детских голосовых связках, кроме того оно отрицательно влияет на нервную систему детей, создает излишнее возбуждение, утомляет. Но что делать, если ребенок хочет излить избыток энергии не только в движении, но и в звуке, если он сам тянется к музыке и к песне как к наиболее доступному и понятному для него музыкальному жанру. Важно умело использовать, организовать и направить эти стремления, чтобы они служили ему не во вред, а на пользу. На протяжении многих лет и веков знакомство человека с музыкой обычно начиналось с колыбельной песни, которую поют матери, укачивая ребенка. Малышу доставляет радость, когда взрослые негромко и ласково ему напевают. Таким образом, музыка помогает поддерживать радостное настроение. А это очень важно, особенно в раннем возрасте, потому, что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на протекание основных физиологических процессов в организме: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.
Первые контакты с музыкой способствуют также развитию внимания и обеспечивают тренировку слуховых органов, необходимую для нормального, здорового развития слуха ребенка. Необходимо поддерживать у ребенка эмоциональную отзывчивость к музыке и интерес к ней. А для этого важно учитывать его возрастные особенности и возможности , подбирать мелодии и песенки, доступные для восприятия. Доступная для восприятия и приятная музыка обычно вызывает оживление и чувство удовлетворения, радостную улыбку.
Развивая и тренируя слух малыша важно оберегать его, охранять от непосильной нагрузки, которая весьма вредна для здоровья. В целях профилактики болезненных нарушений не только слуха, но и психики ребенка нужно бережно охранять слух детей от воздействия вредных раздражителей: резкими звуковыми эффектами, побрякушками несвойственными детскому возрасту. Не рекомендуется, в комнате где находится малыш включать на полную мощность магнитофон, радио, телевизор и другую технику, даже если звучит спокойная музыка. Исследования показали ,что одним из первых компонентов музыки ребенок начинает улавливать ритм и реагирует на него. Чувство ритма имеет свои глубокие биологические корни.Как известно,большинство жизненно необходимых функций организма человека (дыхание, сердечная деятельность, ходьба) ритмичны. В зависимости от физического и психического состояния человека ритм этих функциональных отправлений изменяется. Свойства музыки позволяют успешно использовать ее в целях развития моторно-двигательных способностей и навыков у детей. Занятия физкультурой под музыку позволяют развивать и укреплять мускулатуру и одновременно воспитывать слух и чувство ритма у малыша. Кроме того, они обычно доставляют ребенку большое удовольствие. Пляска,танец активно помогают здоровому развитию костно-мышечной системы и формированию правильной осанки, которая обеспечивает нормальное положение и функционирование всех внутренних органов и, т.о., способствует укреплению здоровья. Разучивание движений с детьми в семье, помните,что это строится по принципу подражания взрослому. Поэтому следует учитывать возраст ребенка и подбирать соответствующие движения (притопы ногой, кружение вокруг себя, хлопки в ладошки и т.д.). Когда ребенок начинает понимать речь и сам овладевает ею, он улавливает внутреннюю эмоциональную связь между словом и музыкой. В этот период совершенствуется и развиваются речевые навыки, расширяется его активный словарный запас,улучшается дикция. Не случайно пение используют в качестве средства для исправления целого ряда речевых дефектов (заикание, невнятное произношение, нездоровую привычку к скороговоркам, проглатывание окончаний). В этом случае полезны песни замедленного ритма. В семье могут быть использованы мелодии, без слов, для ликвидации картавости с повторением звуков междометия “Ту-ру-ра”.
Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и вокально-слуховую координацию, укрепляет голосовые связки,способствует здоровому развитию органов дыхания.
Эти возможности оздоровительного влияния будут иметь положительный эффект лишь в том случае если,взрослые члены семьи учитывают возрастные особенности Ребенка, не перегружают его неокрепшие голосовые связки непосильной нагрузкой . Нельзя,чтобы малыш форсировал звук и срывался на крик в пении любимой песни. Нельзя разрешать детям петь на улице в холодную, сырую погоду. Это вредно для связок и может привести к простуде. Следует помнить, что у ребенка слабые, недостаточно развиты голосовые связки, их не следует утомлять продолжительным пением. Лучше чередовать пение со слушанием музыки или с играми и плясками под музыку.
Дети,которые знают много песен, любят и умеют их петь проявляют стремление к песенному творчеству.Этот момент заслуживает самого бережного отношения со стороны родителей , бабушек и дедушек. К сожалению встречаются родители, которые утверждают, что у ребенка якобы отсутствует муз. слух, и не желают заниматься с ним музыкой. Это ошибочный подход , т.к. любые способности формируются путем тренировки. А причиной затрудненного и фальшивого пения могут оказаться дефекты слуха, отсутствие координации между слухом и голосом , а также какие-либо заболевания горла . В этом случае полезно обратиться к врачу.
Трудно переоценить значение музыкального воспитания в семье. Общение с музыкой обогащает внутренний мир ребенка, дает духовную закалку на всю жизнь, служит незаменимым средством ” гигиены души”. Музыка способствует формированию характера, взглядов и отношения ребенка к внешнему миру.
Музыка помогает здоровому развитию всех духовных и физических сил ребенка.