Описание опыта работы
Подготовила воспитатель Якунина Наталия Ивановна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Лесная полянка» г. Зарайска Московской области.
Применение в работе интеграции двигательной активности и познавательно-речевой деятельности ребёнка повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их умственных способностей, а у ребёнка – стойкую мотивацию на обучение и здоровый образ жизни.
Содержание
- Введение:
1.1 Актуальность.
1.2 Цели интеграции двигательной активности и познавательно-речевой деятельности ребёнка в ДОУ.
1.3 Формы и методы интеграции двигательной активности и познавательно-речевой деятельности ребёнка в ДОУ.
1.4 Здоровьесберегающие технологии, применяемые в практической работе с детьми.
- Основная часть:
2.1 Формы работы воспитателя в ДОУ (с детьми 5-6 лет).
2.2 Интеграция двигательной активности и познавательно-речевой деятельности ребёнка в течение дня.
2.3 Сотрудничество с родителями.
- Заключение.
- Литература (используемая в работе).
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Введение:
Актуальность.
Фундаментом здоровья взрослого человека является его здоровье в раннем возрасте, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всего общества.
Для гармоничного развития ребенка особо важным следует считать воспитание с самого раннего детства потребности в здоровом образе жизни. От того, какой уровень здоровья, физического развития будет достигнут к концу пребывания ребенка в дошкольном учреждении, зависят и его успехи в школе.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста за последние годы показывает, что уровень заболеваемости дошкольников увеличился более чем в два раза. В детские сады приходят дети – инвалиды, дети с хроническими заболеваниями. В связи с этим особую актуальность приобретает реализация комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости; снижения уровня функциональной напряженности детей.
Однако в настоящее время оздоровительная работа чаще всего носит бессистемный характер. В современных условиях, когда идет отставание физического и нервно-психического развития детей возрастает роль двигательной активности, возникает необходимость введения новых форм оздоровления. Однако не стоит забывать о познавательном, речевом развитии детей. Так как интерес к познанию, активная речь ребёнка формируются именно в дошкольном детстве. В связи с этим возникает необходимость в работе с детьми дошкольного возраста применять интеграцию двигательной активности и познавательно-речевой деятельности ребёнка.
Цели интеграции двигательной активности и познавательно-речевой деятельности ребёнка в ДОУ.
- Становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
- Воспитание у детей осмысленного отношения к физическому здоровью, познанию и речевому развитию как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма.
Формы и методы интеграции двигательной активности и познавательно-речевой деятельности ребёнка в ДОУ.
Познавательное развитие:
- Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей, подвижно-дидактические игры и пр.)
- Специальные упражнения на ориентировку в пространстве
- Подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых)
- Построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования)
- Просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни
- Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования
Речевое развитие:
- Проговаривание действий и название упражнений.
- Использование потешек, сказок, загадок.
- Поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности.
- Обсуждение, беседы о пользе закаливания и занятий физической культуры.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в практической работе с детьми.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
- Здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарнова. (Режим динамической смены поз. Упражнения на зрительную координацию (офтальмо тренажёры). Упражнения на мышечно-телесную координацию).
- Здоровьесберегающая технология Е.И. Подольской. (Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Динамические паузы. Утренняя гимнастика. Бодрящая гимнастика. Сказкотерапия.)
- Здоровьесберегающая технология Д.Б. Юматовой. (Цикл игр-путешествий для ознакомления детей с культурой здоровья дошкольников.)
Основная часть.
Формы работы воспитателя в ДОУ (с детьми 5-6 лет):
Организованная двигательная деятельность | ||
Утренняя гимнастика | ежедневно 5-6 мин. | |
Занятия физкультурой (3р. в неделю) | 20-25 мин. | |
Подвижные игры на 1 и 2 прогулках | Ежедневно | |
Спортивные досуги | 1 раз в месяц | |
Спортивные праздники | 2 раза в год | |
Дни здоровья | последняя пятница месяца | |
Самостоятельная двигательная деятельность с разными физ. пособиями (ежедневно) | ||
– утром | 15-20мин. | |
– после завтрака | 7-10мин. | |
– на прогулке | 45-55мин. | |
– после сна | 7-10мин. | |
– на второй прогулке | 30-40мин. | |
Базовая и игровая деятельность. Изменение режима дня во время эпидемии заболеваемости гриппа | ||
Закаливание (ежедневно) | ||
– оздоровительные прогулки (ежедневно) | 3,5-4ч. | |
– ходьба в облегченной одежде в соотв. с t0 | ||
– умывание прохладной водой перед приёмом пищи, после загрязнения рук | ||
– воздушные ванны до и после сна, на занятии по физкультуре | 10-15мин. | |
– ходьба босиком в обычных условиях, по ребристым дорожкам, по «дорожкам здоровья», на занятиях физкультурой. | ||
– закаливающее носовое дыхание. | ||
– гимнастика для глаз. | ||
– музыкотерапия, сказкотерапия. |
Интеграция двигательной активности и познавательно-речевой деятельности ребёнка в течение дня:
Весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать укреплению здоровья, познавательному, речевому развитию детей и позволять обеспечить необходимую двигательную активность дошкольников в течение всего дня, формировать осознанное отношение ребенка к своему здоровью.
Утро начинается в группе с радостных встреч с детьми. Доброжелательное отношение к каждому пришедшему ребенку, атмосфера дружеского участия позволяют положительно настроить детей на предстоящий день, снять тревожность, усталость, замкнутость. Этому способствуют коммуникативные игры и игры, повышающие настроение детей, которые воспитатель с успехом использует в утренние часы приема детей. Они развивают умение лучше понимать себя и других, умение подчиняться определенным правилам, развивают способности к самовыражению, умение регулировать свое поведение, обучают элементам техники выразительных движений, приемам снятия психического напряжения; создают здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика с элементами логоритмики.
Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики, которая постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки, развивает речь детей. Гимнастика сопровождается бодрыми речёвками, стихами. Дети занимаются в физкультурной форме и в чешках.
С целью предупреждения утомления во время НОД, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, провожу физминутки, а так же гимнастику для глаз с использованием тренажёра Базарнова , самомассаж, которые повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Подвижно-дидактические игры, экспериментальная деятельность, как часть НОД, часто используются мной в практике и приносят положительный результат в обучении и физическом развитии детей.
В своей практике в НОД, в индивидуальной работе использую такой дидактический материал как «Палочки Кюизенера», которые развивают психические процессы детей: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь, а так же мелкую моторику рук).
Иногда в непосредственно образовательную деятельность включаю релаксационные упражнения. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Выполнение упражнения под тихий, спокойный, плавный голос воспитателя повышает эффективность релаксационных упражнений, помогает более полному расслаблению.
Важное место в здоровьесбережении занимает формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. В этом воспитателям помогает народное творчество. Применение потешек играет неоценимую роль в формировании навыков приёма пищи, умывания, причёсывания. Дети старшего дошкольного возраста сами сочиняют потешки, которые используем в течение дня в данных видах деятельности.
Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию. В течение года используются различные варианты закаливающих процедур. Комплексы разработаны на весь учебный год с периодичность в 1 месяц.
Самым ярким событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, спортивные досуги, «Дни здоровья». Активный отдых оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы. На этих мероприятиях так же в полной мере осуществляется интеграция двигательной активности и познавательно-речевой деятельности.
Дети с удовольствием принимают участие в районных спортивных праздниках и фестивалях, при подготовке к которым проводится большая предварительная работа (беседы, разучивание речёвок, изучение темы с использованием презентаций)
Сотрудничество с родителями.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая технология, как бы не старался воспитатель, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
В своей работе я активно привлекаю родителей к созданию развивающей среды в группе и на прогулочном участке.
Провожу совместные праздники («Весёлые старты», игры-квест (к празднику 23 февраля и Международному дню Семьи), спортивные досуги и т.д.), дни открытых дверей («Организация питания детей в ДОУ», «Закаливание после дневного сна») и т. п.
Заключение.
Применение в работе интеграции двигательной активности и познавательно-речевой деятельности ребёнка повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у воспитателей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их умственных способностей, а у ребёнка – стойкую мотивацию на обучение и здоровый образ жизни.
Важно понимать, что забота об умственном, психическом, физическом здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Список использованной литературы
- Базарный В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. — М., 2009.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. – М., Мозаика-Синтез, 2014.
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, 2014.
- Подольская. Е. И. Формы оздоровления детей (4-7 лет). – Волгоград «Учитель», 2014.
- Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр-путешествий. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2017.