«Зимующие птицы»

зимующие птицыКонспект  образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

 Автор: Щеглова Ольга Васильевна, воспитатель, ДОУ № 15, г. Липецк

 Цель: формировать экологическую культуру у детей;

Задачи:

  • Развивающие:
  • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
  • совершенствовать диалогическую речь;
  • Воспитательные:
  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
  • Образовательные:
  • уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах, познакомить с новой птицей;
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц.

Ход образовательной деятельности.

Организационная часть.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

– Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (Ответы детей)

Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет серый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

Воспитатель. Так кто же написал письмо? (Птицы.)

А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)

Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.) Почему птицы просят о помощи? А как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие).

Основная часть.

Воспитатель. Итак, сегодня мы будем говорить  о зимующих птицах. А вы хотите узнать о них что-то новое?

Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. А что такое выставка? Как вы думаете? ( Ответы детей)

Как зовут нашего первого гостя? Послушайте загадку:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

– Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый…

(Воробей)

Картинка с изображением воробья. (Ребенок самостоятельно выбирает картинку и ставит её на демонстрационное полотно).

Воспитатель. Что вы знаете о воробье? Какой он, чем питается?  Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) (Ответы детей). Хотите послушать? (запись голоса воробья).

Воробей – весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

А кто-нибудь знает стихотворение о воробье?

Ребёнок читает стихотворение.

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель. Следующая наша гостья

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

( Сорока)

Картинка с изображением сороки. (Ребенок самостоятельно выбирает картинку и ставит её на демонстрационное полотно.)

Воспитатель. Какая сорока? Чем она питается? Что вы знаете о сороке интересного? А хотите узнать больше? ( Ответы детей).   Послушайте, как трещит сорока. (Запись голоса сороки)

Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель. Прилетела к нам

Особа всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

Красавица-ворона.

Картинка с изображением вороны. (Ребенок самостоятельно выбирает картинку и ставит её на демонстрационное полотно.)

Воспитатель.  А кто нам расскажет про ворону? Какая она? Чем питается? А  как кричит ворона? (Ответы детей). Послушайте, как ворона каркает. (Запись голоса вороны)

Ворона – важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель.  А вот ещё гость. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Картинка с изображением дятла. (Ребенок самостоятельно выбирает картинку и ставит её на демонстрационное полотно.)

Воспитатель.  А что вы знаете о дятле? Какую пользу он приносит? А как ещё называют дятла? (Лесной доктор). Почему? (После ответов детей воспитатель обобщает). Послушайте, как стучит дятел. (Запись звуков, издаваемых дятлом)

Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

Воспитатель. Дети, а кто знает стихотворение о дятле?

Ребёнок читает стихотворение.

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (Снегири…)

Картинка с изображением снегиря. (Ребенок самостоятельно выбирает картинку и ставит её на демонстрационное полотно.)

Воспитатель.  Что вы знаете о снегире? Благодаря чему он заметен на снегу? ( Ответы детей). Послушайте, как снегирь поёт. (Запись голоса снегиря)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

А кто-нибудь знает стихи о снегире?

Ребёнок читает стихотворение.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Воспитатель. Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Появляется картинка с изображением синицы. (Ребенок самостоятельно выбирает картинку и ставит её на демонстрационное полотно.)

Воспитатель.  Что вы знаете о синице? Чем она питается? Какая у неё окраска? Давайте послушайте, как синичка поёт. (Запись голоса синицы)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

А теперь изобразите пение синицы.

А кто расскажет стихотворение о синице?

Ребёнок читает стихотворение.

Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Воспитатель.  А сейчас давайте познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей. (Показывает картинку).

Как называется эта птица, кто знает? ( Ответы детей).

Не знаете? А хотите узнать? ( Ответы детей).

А как это можно сделать? ( Спросить, прочитать и т.д.)

Тогда послушайте загадку:

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — ….

(Свиристель)

(Воспитатель помогает дать правильный ответ, если дети затрудняются, т.к. с данным видом дети знакомятся впервые).

А как вы думаете, чем питаются свиристели?  Чем они отличаются от других птиц? ( Ответы детей)

Послушайте как поют свиристели. (Запись голоса свиристели).

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель.  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему? (Ответы детей)

А сейчас мы отдохнём:

Физкультминутка:

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем

– Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Ребята, вы отдохнули?  Хотите поиграть? ( Ответы детей).

Воспитатель. Сейчас я предлагаю вам игру « Собери птицу».

Дидактическая игра «Собери птицу». ( Разрезные картинки по количеству детей).

Воспитатель.  Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Почему? ( Ответы детей). Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц). А в нашем детском саду на участке есть кормушки? Что мы туда насыпаем?

 ( Ответы детей).

Послушайте стихотворение « Покормите птиц зимой»:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам. Как же птицы помогают людям? ( Ответы детей).

Верно. Они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица)

Дидактическая подвижная игра «На кормушке»

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.

(Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место).

Воспитатель. Представьте, ребята, что вы – птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску – кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

Заключительная часть.

 – А еще, ребята, мне один знакомый голубь рассказал, что вы очень талантливые и умеете делать птиц из бумаги.

Неужели это так? А как называется техника, когда из бумаги делают фигуры?

Давайте подготовим наши пальцы к работе.

Проводится пальчиковая гимнастика «Любопытная ворона»

Дети выполняют птиц в технике оригами.

Итог: Ребята вам понравилось? А что вам понравилось сегодня  больше всего? ( Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали о птицах? ( Ответы детей). Как мы можем заботиться о зимующих птицах?

 ( Ответы детей). С кем бы вы хотели поделиться и рассказать о том, что узнали сегодня? ( Ответы детей). Пригодятся нам знания о птицах и их повадках в жизни? ( Ответы детей). Молодцы, ребята!

Список литературы:

  1. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» – М.: Мозаика-Синтез, 2017.
  2. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» – М.: ГНОМ, 2017.
  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» – М., Изд. Вако, 2011.
  4. Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами» – М.: Айрис-Пресс, 2015.
  5. Воронкевич А.О. «Добро пожаловать в экологию!» – С-Пб.: Детство-Пресс, 2010.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Website