Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе детского сада.
Программное содержание:
Формировать навык звукобуквенного анализа. Совершенствовать фонематический слух.
Продолжать учить делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами.
Упражнять в написании пройденных букв.
Активизировать в речи детей слова: звук, буква, слог, слово.
Развивать графические навыки, навыки самоконтроля.
Воспитывать самостоятельность при разрешении учебных задач. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в процессе совместной деятельности
Материал: теремок с буквами, изображение Мишки из букв, карточки с контурным изображением букв, фишки красного и синего цвета, набор кружков-букв, карандаши, картинки
Ход занятия:
Игра «Теремок» (звуки)
– Я приглашаю вас поиграть в игру «Теремок».
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, невысок (идут по кругу)
И живёт в этом теремке звук М. (воспитатель садится)
– Какие ещё звуки живут в теремке?
Дети, назвавшие любой звук – садятся.
– Кто же живёт в нашем теремке?
– Звуки.
– А что нам помогает звуки услышать?
– Ушки.
– А у меня есть вот такой теремок, в котором живут..?
– Буквы.
– Вы сказали, что звуки мы слышим, а буквы мы…?
– Видим.
– Ребята, как вы думаете, почему эта комната красного цвета?
– Здесь живут гласные звуки.
– А эта почему синего?
– Живут согласные звуки.
– Правильно, ребята. Они жили вместе и любили ходит друг другу в гости. Пошла буква К к букве А, и встретились в этом окошечке. Что получилось?
– КА.
– А КА – это что такое?
– Слог.
– Дима, подойди, подружи любые буквы. (2-3 ребёнка)
….
– Молодцы, ребята, разные слоги у вас получились. А из слогов, что можно составить?
– Слова.
– Придумайте, пожалуйста, слова, которые начинаются на звук МИ.
– …Мишка…
– Вот какой необычный мишка к вам пришёл (Показать картинка). Что же в нём необычного?
– Он состоит из букв (дети называют буквы).
– Молодцы, все Мишкины буквы назвали, и он с вами хочет поиграть.
(Игра «Звук, слог, слово»)
– «Когда я назову звук – вы присядете. Слог – встанете. Слово – встанете и поднимете руки»
Внимание: А К МА О ОКНО ДУ ЛЕТО Ж СЕ СТОЛ
Молодцы, ребята, внимательно слушали Мишку, садитесь за столы.
– Мишка говорит, что вы такие умные, все буквы назвали, звуки, слоги, слова слышали, и он приготовил вам ещё задание, где нужно угадать буквы и обвести их.
(Игра «Угадай и обведи»)
– Ребята, мы с Мишкой играем-играем, а познакомиться-то забыли. Как его зовут? Послушайте, он вам сам скажет.
– У-М-К-А (дети по звукам отгадывают слово)
– Умка.
– Умка, а ребята могут написать твоё имя (выкладывают фишками красного и синего цвета, обсуждают почему красная или синяя фишка)
– А Даша может даже написать твоё имя буквами (пишет на доске)
– Ребята, а как ещё можно написать, показать или изобразить Мишуткино имя.
(дети предлагают разные варианты изображения букв)
– Ребята, а сколько слогов в слове УМКА?
– Два.
– Как вы узнали?
– …
Ребята, давайте угостим нашего гостя Умку. Что любят медведи есть?
– …
– Подойдите и выберите карточки, потом отнесите в большую корзинку те картинки, в названии которых 3 слога, в среднюю – 2 слога, в маленькую – 1 слог.
(дети выполняют задание)
– Пора Умке отправляться домой. Где он живёт?
– В лесу, в берлоге…
– Ребята, какое время года впереди?
– Зима.
– Что делает медведь зимой?
– Спит. А почему?
-…
– Правильно. Давайте ему расскажем о том, чего он не увидит зимой.
(Дети выкладывают слова: снег, санки, лыжи, ком, лёд, каток, сугроб, шуба, мороз, ёлка, коньки)
– Аля, какое слово у тебя получилось? Придумай предложение с этим словом.
(Аналогично выполняют задание другие дети).
– Очень понравилось Умке у нас в гостях. Давайте ему на память нарисуем друзей, которые будут состоять, также как и он, из чего?
– Букв.
– А может звуков?
– Нет, мы буквы видим, а звуки слышим.
– Подумайте, кого вы будете рисовать и из каких букв.
– …
Список использованной литературы
- Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. – М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
- Е. А Пожеленко «Волшебный мир звуков и слов». М., «Владос», 2009г.
- Т.А Ткаченко «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г.
Дидактические материалы:
- Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Поиграем в слова. – М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
- Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От слова к звуку. – М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
- Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От звука к букве. – М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
Выполнила: воспитатель Борискова Ольга Сергеевна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад№45»
города Саров Нижегородкой области